16.09.2013 00:01:00
Вагоны рвутся из-под ограничений
Напомним, на минувшей неделе глава правительства РФ Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам и ведомствам подготовить предложения по сохранению в 2014 году тарифов на услуги естественных монополий на уровне 2013 года. Минфин уже согласился сохранить ряд тарифов ОАО «РЖД», ОАО «Россети» и ОАО «Газпром» на прежних позициях. Минтранс высказался против этого предложения.
Однако даже эти потери могут оказаться напрасными, а потребители так и не заметят ограничительных мер правительства. Дело в том, что тариф на перевозку грузов железнодорожным транспортом состоит из регулируемой государством инфраструктурной составляющей (тариф РЖД) и гибкой вагонной составляющей, определяемой по закону спроса и предложения. Как отмечают эксперты, транспортная составляющая подчиняется законам рынка и в условиях высокого спроса на перевозки ее уровень увеличивается даже при сохранении прежнего уровня тарифа РЖД.
По данным ИПЕМ, уровень транспортной составляющей при перевозке с 2010 года по сентябрь 2013 года постоянно изменялся. Эти изменения были менее значительны при перевозке в вагонах общего парка: с 49% в 2010 году до 52% в сентябре 2013 года. Однако операторы грузовых вагонов существенно увеличивали свои ставки, за счет чего транспортная составляющая росла с 50% в 2010 году до 59% в 2012-м. В первом полугодии 2013 года транспортная составляющая при перевозке с учетом ставки операторов была на уровне транспортной составляющей для вагонов общего парка. В сентябре текущего года наценка операторов к тарифу общего парка составила 35%, в результате чего уровень транспортной составляющей в цене продукции повысился до 59%.
Лишь в конце 2012 года и I квартале 2013 года в связи с изменениями на товарном рынке операторы были вынуждены снижать ставку на предоставление вагонов. Однако со II квартала 2013 года ставка операторов грузовых вагонов постоянно растет. Доля вагонной составляющей в структуре совокупных затрат грузоотправителей в сентябре 2013 года достигла 37,7%.
Таким образом, доля инфраструктурного тарифа может быть замещена вагонной составляющей и получается, что заморозка тарифов на использование инфраструктуры РЖД при грузовых перевозках не приведет к снижению уровня транспортной составляющей. В этом случае для потребителей меры правительства принесут нулевую пользу. При этом, по данным СМИ, в результате от нулевой индексации тарифов РЖД может потерять до 93,2 млрд. руб. в 2014 году и будет вынуждена сократить 62,1 тыс. сотрудников, что сопоставимо с временами кризиса 2009 года.
Комментарии для элемента не найдены.