Эльвира Набиуллина оценивает свои возможности. Фото PhotoXPress.ru
Изменения в политике Центрального банка ожидаются уже с июня. Об этом заявил вчера на форуме «Россия-2013» глава Сбербанка Герман Греф – бывший начальник нового председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. По словам Набиуллиной, с помощью стимулирующих мер вполне можно выйти на рост в 3–4% ВВП в год против сегодняшних 2%. И новый председатель пообещала позаботиться об экономическом росте, если он отклоняется от прогнозных показателей. При этом в Кремле уже говорят о сокращении вложений резервов в иностранные облигации в пользу господдержки иностранных инвестиций в Россию.Ставки Центробанка могут быть снижены к моменту вступления Эльвиры Набиуллиной в должность председателя ЦБ, которое произойдет 24 июня. С таким предположением вчера выступил на форуме «Россия-2013» глава Сбербанка Герман Греф. Изменение политики ЦБ Греф связывает не со сменой председателя, а с наметившейся тенденцией замедления инфляции. Также он не ожидает рецессии в этом году, несмотря на пессимистичные прогнозы Минэкономразвития, которое снизило прогноз на 2013 год с 3,6 до 2,4%. Между тем для стимулирования экономического роста Греф предлагает ЦБ снизить ставки, ведь все равно инфляционной угрозы сейчас нет.
Помощник президента Эльвира Набиуллина, в свою очередь, тоже говорит о важности стимулирования экономического роста. Вечером в среду она заявила, что российская экономика сейчас растет с темпом ниже своего потенциала. Но стимулирующие меры могли бы ускорить рост ВВП до 3–4% в год – даже при сохранении текущего состояния институтов и структуры экономики.
Заметим, что от экономического роста в России зависит очень многое, в частности, шансы на выполнение майских указов президента Владимира Путина. По экспертным оценкам, каждый процент роста ВВП – это примерно 600 млрд. руб., из которых непосредственно в бюджет направляется около 40%, то есть 250 млрд. руб. Разница для бюджета между сегодняшними 2% роста ВВП и потенциально возможными 4% составляет около 500 млрд. руб.
Без этих денег Минфин вынужденно включает режим экономии. Многие госпрограммы верстаются в двух вариантах – в бюджетном и так называемом модернизационном. И это во многом лишает эти госпрограммы смысла. Яркий пример – существующая в двух версиях программа Минздрава «Развитие здравоохранения» до 2020 года. Бюджетная версия предполагает сокращение расходов на здравоохранение, что, естественно, влечет ухудшение показателей отрасли и качества услуг. Модернизационный вариант, наоборот, прописывает наращивание финансирования и улучшение доступа населения к качественной медпомощи. Как замечала ранее глава Минздрава Вероника Скворцова, разница между этими вариантами исчисляется в сохраненных человеческих жизнях: к 2020 году различие составляет 1 млн. 100 тыс. жизней россиян (см. «НГ» от 16.11.12). Похожая история с госпрограммой по развитию Дальнего Востока до 2020 года, на которую будет выделено 250 млрд. руб. На самом деле, по экспертным оценкам, для ее эффективной реализации необходимы 3 трлн. руб.
Герман Греф ожидает снижения стоимости кредитования.
Фото с официальной страницы форума «Россия-2013» в социальной сети Facebook |
Перспективы экономического роста Набиуллина связала с «инвестициями в модернизацию». Устаревшие мощности не позволяют наращивать производительность труда и повышать конкурентоспособность многих отраслей. Инвестиции при этом должны быть прежде всего частными, а не государственными и квазичастными, и для их стимулирования необходимо дальнейшее улучшение делового климата.
Заметим, что нынешнее руководство ЦБ утверждало, что российская экономика сейчас растет на пределе своих возможностей: загруженность производственных мощностей высока, безработица низкая. Набиуллина, однако, уточнила, что эти доводы были актуальны на конец 2012 года. Но прошло время, безработица начала расти, да и ситуация с мощностями не так однозначна.
В который раз возникает вопрос: как будет реагировать на динамику экономического роста Центробанк при новом руководителе? «Должен ли Центробанк учитывать тенденции экономического роста? Я считаю, что должен», – сказала Набиуллина. Принимая те или иные решения денежно-кредитной политики, ЦБ может оказывать влияние на экономический рост, если он отклоняется от прогнозных показателей. Однако это не должно делаться в ущерб основным задачам ЦБ: снижению инфляции, обеспечению стабильности и устойчивости финансовой и банковской системы. Противопоставление, что Центробанк либо стимулирует рост, либо борется с инфляцией, – ложное. На самом деле одно другому не должно мешать, нужно принимать сбалансированные решения. Хотя «подогревать» рост за счет разгона инфляции действительно нельзя, считает Набиуллина.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, на новом посту у Набиуллиной в центре внимания останутся примерно те же вопросы, которыми она занималась, будучи главой Минэкономразвития: инфляция, экономический рост, имидж и привлекательность России. Между тем, как считает руководитель юридического департамента «Градиент Альфа Инвестментс Групп» Вадим Ткаченко, Набиуллиной придется столкнуться с проблемами, без решения которых не получится ни «играть» на ставке, ни стимулировать рост. «Речь идет о валютных интервенциях, нестабильной международной экономической ситуации и попытках бизнеса найти новые альтернативы Кипру или Виргинским островам. На повестке дня есть и другие вопросы: золотой стандарт, будущее евро, иностранные инвестиции, банковский сектор, – напоминает Ткаченко. – Набиуллина кардинальным образом не изменит ситуации в части влияния ЦБ на экономический рост, если не подойдет к применению уже существующих у ЦБ функций по-новому. А это возможно при новом подходе к взаимоотношению с банками и к валютному регулированию».
Между тем многие эксперты не ждут от Набиуллиной на новом посту революционных шагов. «Первые заявления Набиуллиной свидетельствуют о том, что резких изменений в политике ЦБ с ее приходом не произойдет. Слова о необходимости учитывать тенденции экономического роста, но не в ущерб целевым ориентирам инфляции вполне могли бы принадлежать и прежнему руководству, собственно, что-то подобное постоянно говорили и Сергей Игнатьев, и Алексей Улюкаев. Вероятно, ЦБ будет более гибко и сильно реагировать смягчением политики на замедление экономического роста, но радикальной «смены парадигмы» не случится. Темпы экономического роста в РФ в последние месяцы замедлились, ЦБ на последнем заседании уже снизил ряд второстепенных ставок. Да и снижение ключевых ставок тоже не за горами, причем вне зависимости от смены руководства», – считает аналитик Allianz Investments Ариэл Черный. Эксперт добавляет, что помимо изменения процентных ставок у ЦБ есть и другие инструменты управления кредитной активностью коммерческих банков: «Это изменение резервных требований, расширение перечня инструментов, доступных для совершения операций с Банком России, наконец, изменение нормативов и механизмов расчета достаточности капитала, ограничений по уровню риска активов и других регулятивных требований к банкам».
В свою очередь, член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев напоминает, что «еще в свою бытность министром экономического развития, а затем и советником президента госпожа Набиуллина всегда выступала за достижение низкой инфляции как залога устойчивого экономического развития страны, большое внимание уделялось и поддержанию стабильности национальной валюты». «Что касается дальнейших шагов, то будем ждать от нее расширения инструментов рефинансирования с целью стимулирования экономики. Надеемся на поддержку льготного налогообложения доходов по облигациям – длинным долговым инструментам. Подобные меры как раз и должны стать долгосрочной основой экономического роста», – считает Журавлев.
Между тем Набиуллина уже начала озвучивать некоторые варианты стимулирования экономического роста за счет притока частных инвестиций. «Прорабатывается вопрос о софинансировании проектов Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), – сообщила Набиуллина на брифинге. – Я хорошо отношусь к идее направить часть средств ФНБ на размещение на условиях возвратности и доходности». Совокупный объем средств РФПИ и ФНБ в проектах не должен превышать 50% для того, чтобы контроль оставался у частных инвесторов. Сегодня же нефтяные сверхдоходы из ФНБ идут на покупку облигаций развитых стран или лежат на валютных депозитах в ВЭБе.