Присоединение к ВТО пока не сказалось на стоимости мясной продукции. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Мясная продукция в рознице не подешевела, хотя закупочные цены на мясо снизились почти на треть после вступления России в ВТО. Этот ценовой парадокс вчера очень удивил премьера Дмитрия Медведева. Он потребовал разобраться с этим безобразием. Животноводы, между тем, успокаивают и советуют набраться терпения: розничные цены не сразу снижаются вслед за оптовыми, нужно время. Независимые эксперты, в свою очередь, предупреждают: «эффект ВТО» в виде снижения цен проявится не скоро – лишь в 2015 году.Вчерашнее правительственное совещание о поддержке животноводства может повлиять на бизнес торговых сетей. Присоединение России к ВТО не привело к существенному снижению розничных цен. «Это, конечно, полное безобразие, антиэкономическое. Потому что закупочные цены на продукцию животноводства снизились практически на треть, а в магазинах практически не изменились. Это значит, что экономические регуляторы не работают», – заявил вчера премьер Медведев. Он поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС), профильным ведомствам и губернаторам представить свои предложения по регулированию ценообразования на продукцию животноводства.
В ответ на замечания премьера многие участники совещания сообщили, что нужны законодательные изменения. По словам замглавы ФАС Андрея Цыганова, проблему высоких розничных цен, которые не снижаются вслед за закупочными, решить без изменения законодательства невозможно. «Речь идет о практике заключения одновременно с договором поставки товара массы других договоров, которые касаются его продвижения, рекламирования, возврата остатков товара. Основные дополнительные платежи идут как раз через эти договоры», – пояснил он.
Медведев пообещал содействовать принятию в том числе и законодательных решений. Однако эти меры не должны сводиться только к изменению закона о торговле, который уже не раз вызывал критику со стороны участников рынка. «Сам по себе закон о торговле – это лишь один из инструментов, его не нужно делать панацеей, он всегда был достаточно пустым и в тот момент, когда мы его принимали. Это должен быть комплекс решений, а не только изменение закона о торговле. Хотя я не возражаю и против того, чтобы и его отрегулировать», – пояснил свою позицию премьер. Также не исключил Медведев корректировки антимонопольного законодательства: «Раз антимонопольное законодательство не срабатывает, значит, оно несовершенно в этой части и нужно его менять».
Сами животноводы не спешат бить тревогу и обещают, что в течение года мясо и мясная продукция в магазинах подешевеют. Более того, как отмечает гендиректор Национального союза свиноводов России Юрий Ковалев, цены в магазинах начали пусть и незначительно, но снижаться уже сейчас. Ковалев пояснил, что оптовые цены могут падать очень быстро: в течение нескольких недель, иногда даже дней. Но розница реагирует на это спустя несколько месяцев, а то и полгода. Ведь у поставщиков с торговыми сетями заключены долгосрочные договоры на определенную стоимость продукции. Так что за резким падением оптовых цен вовсе не следует автоматически стремительное удешевление продуктов.
«Существенное падение оптовых цен на мясную продукцию произошло в четвертом квартале прошлого года. Например, на свинину оптовые цены снизились на 25–30%. Но с тех пор прошло всего три-четыре месяца. И в принципе процесс снижения розничных цен уже начался. Снижение пока минимально по колбасе, но по свежему мясу оно уже достигает от 5 до 10%. Если оптовые цены будут и дальше низкими, то в течение года, безусловно, произойдет снижение цен и в рознице. Время будет способствовать тому, чтобы розничная цена снижалась», – уверен Ковалев. Между тем эксперт признал, что отставание розничных цен от закупочных действительно сейчас очень заметное. Но простого решения этой проблемы нет. Ситуацию не исправить изменением одного закона о торговле, соглашается с премьером Ковалев.
Впрочем, описанное Ковалевым снижение цен наблюдают далеко не все. Как правило, мясная продукция в торговых сетях продолжает дорожать, несмотря на то, что все ждут ее удешевления. Как замечает часть экспертов, положительный эффект ВТО, о котором говорилось перед присоединением России к организации, проявится не скоро. «Многие протоколы и договоры вступят в силу с 2014 года. Поэтому «эффект ВТО» проявит себя не раньше 2015 года. И нет ничего удивительного в том, что присоединение России к ВТО пока не привело к снижению цен в рознице», – поясняет первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.
Также эксперты обращают внимание, что не только закупочные цены определяют стоимость мяса в рознице. Есть и другие факторы, которые для каждого вида мяса разные. «Что касается мяса птицы, то увеличение стоимости зерна в 2012 году привело к подорожанию кормов в два раза. Здесь важно учитывать, что в структуре себестоимости мяса птицы они составляют 75%, – замечает Касьянова. – Говоря о свинине, следует отметить удешевление этого вида мяса в связи с ростом объемов импортных поставок. Поставки в 2012 году сформировали переизбыток свинины на рынке, что продолжает тенденцию снижения цен. В случае с говядиной мы также имеем дело с прямой зависимостью от импорта». Но если цена закупки мяса снижается, а в рознице она остается прежней, значит, имеет место ценовой сговор, и в этой ситуации должна работать ФАС.
Касьянова добавила, что законодательство необходимо улучшить, ведь законодательная база товарного обращения несовершенна, четкой и обоснованной системы регулирования рыночных отношений нет. Директор департамента аудита «Уральского союза» Александр Миронов соглашается: «Сейчас нет ни одного реально сдерживающего фактора, который мог бы напугать розничных торговцев. Даже если кого-то оштрафуют, все равно они останутся в плюсе».
Руководитель «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян указывает, что основным экономическим механизмом регулирования цен является конкуренция. «Если закупочная цена на сырье падает и это никак не сказывается на розничной стоимости продукции, то это объясняется либо влиянием на рынок монополиста, либо серьезным превышением спроса над предложением. Стоимость продукции может упасть лишь тогда, когда за счет цены будет отрегулировано соотношение спроса и предложения», – поясняет Микаелян.