Президенту Кипра Никосу Анастасиадису предстоят сложные переговоры с Москвой и Берлином. Фото Reuters
Пока власти Кипра решают, в какой форме вводить спорный налог на банковские вклады, российские предприниматели говорят об ущербе, который уже нанесен России. Бизнес страдает от прекращения работы кипрских банков. Есть опасность, что под конфискационный налог попадут и корпоративные активы. И в любом случае экономику РФ ожидает сокращение инвестиций с Кипра, что в условиях ее замедления может стать опасным фактором.Ясности с введением спорного налога на Кипре пока нет. По данным кипрской прессы, президент Никос Анастасиадис планировал провести до парламентского голосования телефонные переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным и канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
Вчера появились сообщения, что министр финансов Кипра Михалис Серрис вылетает в Москву для переговоров с российским коллегой Антоном Силуановым. Также вчера стало известно, что парламент Кипра снова отложил голосование по налогу на банковские вклады – теперь до среды. Иностранные СМИ со ссылкой на представителя правительства Кипра Христоса Стилианидиса пишут: шансы, что республиканский парламент проголосует за налог, невелики, несмотря даже на обсуждения самых разных вариантов ставок. А это значит лишь одно – кризис будет раскручиваться с новой силой. Евросоюз предложил Кипру пусть и тяжелое, но лекарство. Отказ от него не отменит существующие проблемы.
Некоторые российские банкиры и бизнесмены бьют тревогу. Они уверены: вне зависимости от окончательного решения по налогу удар по банковской системе РФ уже нанесен. Она оказалась в подвешенном состоянии. Так, в понедельник вечером в эфире радио «Эхо Москвы» экс-министр экономики, президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев сообщил, что связь с кипрскими банками в буквальном смысле слова оборвана, у менеджеров кипрских банков просто отключены телефоны. «Никто пока не может получить ответ на ключевой вопрос: этот налог касается только депозитов или текущих счетов тоже. Потому что это кардинально изменит ситуацию для российских компаний. Вряд ли у них там были депозиты. Скорее всего просто некие оборотные средства, которые они накапливают, отцепляя от своего экспорта, в том числе для последующего вложения в Россию», – посетовал Нечаев.
Увязшие на Кипре российские банки и компании не в состоянии проводить платежи до тех пор, пока кипрское правительство не разрешит спор вокруг налога, а это ставит под угрозу соглашения с другими участниками рынка, возникает риск исков и штрафов по отношению к российским компаниям, которые не могут вовремя что-либо оплатить из-за кипрских проблем. Иностранные банки могут также вообще отказать в кредите российским компаниям. Но даже отказ Кипра от конфискационного налога не приведет к размораживанию банковских операций. Ведь проблемные банки могут в любой момент объявить дефолт.
Дополнительные риски для российских компаний и банков вынужден был признать вчера и российский Центробанк. Возможное введение Кипром налога на вклады для спасения экономики страны от дефолта не повлияет на устойчивость банковской системы РФ, но может затронуть отдельных игроков, заявил агентству «Прайм» первый зампред ЦБ Алексей Симановский. Среди возможных жертв кипрского кризиса часто называют российский банк ВТБ.
Возможно, поэтому председатель наблюдательного совета банка ВТБ Сергей Дубинин вчера озвучил ряд альтернативных мер, которые, как он считает, помогут Кипру преодолеть кризис. По словам Дубинина, следует выделить группы кипрских банков, которые действительно находятся под угрозой банкротства, и временно заморозить их операции. Банки в предбанкротном состоянии надо национализировать, сменив их управление на специалистов из Европы и России. В будущем такие банки должны быть реорганизованы, но пока вклады в них надо обменять на депозитные сертификаты, предполагающие определенные ограничения по срокам снятия денег со счетов и по начисляемым процентам. Власти Кипра должны создать на основе полученных от Евросоюза денег резервный фонд для проведения реструктуризации банковской системы. «Реализация же предложений Еврогруппы может создать глубокое недоверие вкладчиков к банковским системам всех стран еврозоны, прежде всего в Греции, Испании, Португалии, Италии, – считает Дубинин. – Нельзя создавать столь опасный прецедент».
Многие эксперты «НГ», однако, пока не поддержали усиление тревожных настроений. «Не следует переоценивать степень влияния ситуации на Кипре на экономику России. Ряд российских компаний держали там деньги и проводили платежи через кипрские банки, и если их счета будут заморожены на какое-то время, у них возникнут проблемы. Но говорить о глобальном кризисе никак нельзя. Информация о пострадавших российских компаниях есть, но проблема несколько в другом. Тем, кто регулярно проводил платежи через Кипр, сейчас надо перестраивать весь механизм, искать новые пути платежей, а это не просто и требует времени», – отмечает зампредседателя правления СДМ-Банка Вячеслав Андрюшкин. «Проблемы доступа к финансовым средствам, размещенным на счетах кипрских банков, – временные. Это понимают и в России, и в Европе. То есть сама заморозка средств не должна привести к глобальным негативным последствиям для российского бизнеса. Отдельные проблемы с обслуживанием внешнеэкономических операций и с получением кредитов, конечно, возможны, но массового распространения подобные проблемы скорее всего не получат», – полагает гендиректор «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Тамара Касьянова.
Ситуация на Кипре затрагивает Россию куда больше, чем страны Запада, но драматизировать ее не стоит, считает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. «Проблемы касаются именно счетов, а не акционерного капитала. Конечно, кто-то потерял деньги, но наш крупный бизнес и бюджет это серьезно не затронет. Кипрский кризис больнее всего ударил по капитализации наших финансовых компаний, прежде всего ВТБ, – поясняет эксперт. – О кипрской проблеме российские компании знали давно, и у них было множество возможностей для диверсификации своих сбережений и их перевода в другие юрисдикции». Кипрские проблемы, по мнению Разуваева, не скажутся ни на платежеспособности российских компаний, ни на их кредитном рейтинге, ни на промышленном росте в РФ. Наконец, делает вывод эксперт, вряд ли в качестве ответной меры на все эти события Россия изберет существенное сокращение доли евро в своих золотовалютных резервах. Днем ранее «НГ» уже писала о том, что эта доля в резервах страны крайне высока на общемировом фоне.
Однако некоторые эксперты предупредили, что даже введение налога, на котором настаивает Еврогруппа, может не удержать кипрский кризис в приемлемых рамках. «Сейчас поступает информация, что работа кипрских банков и фондовой биржи приостановлена до четверга. В принципе это ожидаемый и логичный шаг, чтобы избежать вывода денег из банковской системы до введения «стабилизационного налога». Разумеется, какое-то время средства оказываются заморожены, но в случае положительного решения о налоге стоит рассчитывать на нормализацию ситуации с доступом к средствам, – говорит председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис и тут же добавляет: – С другой стороны, после восстановления работы банков волна по изъятию средств из кипрских банков может продолжиться, и это может вызвать новый кризис». И тогда властям Кипра придется искать новое лекарство.
«Последствия в виде лишения возможностей кредитоваться на Западе, сокращения инвестиций в экономику РФ, спада российского ВВП – все это является преувеличением. Поскольку заблокирована только сумма налога на депозит, и касается данная мера только депозитов, но не расчетных, операционных счетов», – уверен глава представительства строительной компании Кипра Pafilia Сергей Филатов. Между тем эксперт все же не отрицает, что отток средств из Кипра, если он произойдет, может повлечь за собой сокращение инвестиций с Кипра в нашу экономику. Не секрет, что значительные объемы иностранных инвестиций в Россию поступали именно с Кипра. n
Продолжение темы