Фото Reuters
Российские власти отреагировали на кипрские проблемы как на свои собственные. Узнав, что Кипр под давлением Еврогруппы вводит налог на банковские депозиты, руководство РФ не поскупилось на резкие формулировки. Досаду и разочарование российских чиновников можно понять. Все последние годы Кремль делал ставку на экономическое сближение с Европой. Россия, в частности, сохраняла аномально высокую долю евро в своих валютных резервах, что привело к многомиллиардным потерям. Теперь же европейцы фактически решают свои проблемы за счет российских активов.
Вчера президент Владимир Путин провел оперативное совещание своей администрации, на котором обсудил ситуацию на Кипре. Официальный сайт Кремля разместил следующее сообщение: «Оценивая возможность введения на Кипре дополнительного налога на банковские вклады, Владимир Путин отметил, что такое решение в случае его принятия будет несправедливым, непрофессиональным и опасным». Практически сразу эти же самые слова «несправедливо, непрофессионально, опасно» повторил информагентствам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Премьер Дмитрий Медведев назвал возможное введение налогов на вклады в кипрских банках «конфискацией чужих денег» и подчеркнул, что РФ будет вносить коррективы в свои отношения с Кипром.
Поводом для тревоги российской власти стало возможное введение на Кипре одноразового налога на все вклады в местных банках в размере 6,75% на сумму ниже 100 тыс. евро и 9,9% на сумму свыше 100 тыс. Заметим, идея использовать банковские вклады для антикризисного спасения не нова. Ранее «НГ» уже писала, что кипрский Центробанк рассматривает возможность замораживания всех депозитов свыше 100 тыс. евро на срок от 15 до 30 лет (см. «НГ» от 07.03.13).
В субботу Евросоюз решил предоставить Кипру антикризисную финансовую помощь на 10 млрд. евро, хотя республика просила 17,5 млрд. Недостающие средства Евросоюз предложил Кипру изыскивать за счет нового налога на вклады. Ожидалось, что кипрский парламент должен был проголосовать за этот налог в понедельник, однако вчера голосование было перенесено на вторник. Также стало известно, что кипрское правительство обратилось к Евросоюзу с просьбой провести чрезвычайные консультации об изменении некоторых условий. Чиновники хотят снизить налог до 3% на вклады до 100 тыс. евро и повысить налог для больших вкладов – 12,5% с суммы свыше 100 тыс. евро. Это ужесточение еще больнее ударит по российским крупным вкладчикам. С дипломатической точки зрения такой шаг перечеркивает для Кипра дальнейшие притязания на финансовую поддержку со стороны РФ.
Не менее яркой была реакция на новости из Кипра российского Минфина. «У нас была договоренность с коллегами из Еврогруппы, что мы будем осуществлять скоординированные действия. Наша роль – возможное ослабление условий возврата ранее выданного кредита. Получается, что действия Еврогруппы по введению налога на депозиты принято без обсуждения с Россией, поэтому мы будем дополнительно рассматривать вопрос о нашем участии с точки зрения реструктуризации ранее предоставленного кредита», – пожаловался вчера министр финансов Антон Силуанов. В 2011 году Москва выдала Кипру 2,5 млрд. евро на четыре с половиной года, этот кредит Кипр просил пролонгировать.
Досаду и разочарование российских чиновников можно понять. Все последние годы Кремль делал ставку на экономическое сближение с Европой – пусть даже и ценой финансовых потерь для государства. «Мы 40% своих золотовалютных резервов держим в евро, и часть этих резервов размещена в правительственных ценных бумагах европейских государств. Мы ничего не меняем, мы верим в фундаментальные возможности европейской экономики», – говорил Владимир Путин в прошлом году. Эта вера в Европу обернулась в период кризиса для Москвы огромными потерями (см. «НГ» от 17.07.12). Их причина – в необычно высокой доле евро в золотовалютных запасах. С 2011 по 2012 год РФ потеряла более 30 млрд. долл. из-за обесценения евровалюты, на которую приходится более 40% валютных резервов страны, что значительно выше, чем в других странах. Доля евро в совокупных резервах в мире не превышает 25%, а в развитых странах, по данным Международного валютного фонда, она не превышает 23%.
«Нельзя сказать, что российская сторона заботится исключительно о своих вкладчиках в кипрских банках, просто это может спровоцировать негативные последствия для вкладчиков в других банках стран еврозоны, где устойчивость банковской системы вызывает вопросы, – в Испании, Греции, Португалии», – добавил Силуанов. Между тем, по оценкам экспертов Financial Times, россияне держат в кипрских банках от 8 до 35 млрд. евро. Справедливости ради стоит отметить, что среди вкладчиков на Кипре немало также жителей Великобритании. По сообщению Associated Press, власти Великобритании пообещали некоторым из них компенсацию потерь. Российское банковское сообщество, в свою очередь, объявило, что можно полностью избежать введения налога, если Москва экстренно предоставит островной республике недостающую помощь. Об этом заявил бывший зампред Центробанка вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев. То есть банкиры предлагают переложить бремя на российских налогоплательщиков.
Российским властям есть из-за чего беспокоиться. «Вклады «с российскими корнями» составляют, по оценкам Moody’s, более четверти от общего объема депозитов в банковском секторе, многие российские холдинговые структуры зарегистрированы на Кипре, – комментирует аналитик компании Allianz Investments Ариэл Черный. – Из-за нового налога вклады российских физических и юридических лиц в кипрских банках могут «похудеть» на 2 миллиарда евро». «Кипрский офшор давно превратился в органичную часть российской экономики. Туда выводят деньги, оттуда они снова возвращаются в российскую экономику в виде так называемых зарубежных инвестиций», – напоминает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.
«Очевидно, что предложенное Евросоюзом решение для Кипра учитывает наличие на депозитах в этой стране средств россиян. Ни в одной из других кризисных стран Европы такой конфискации депозитов не проводили, – говорит начальник отдела компании «Солид» Михаил Королюк. – По сути, Евросоюз специально изменил политику урегулирования долговых кризисов в своих странах для того, чтобы конфисковать имущество россиян». «Кипр теперь вряд ли сможет рассчитывать на какую-либо помощь Москвы», – делает вывод старший аналитик компании «Альпари» Дарья Желаннова.