Стартовая позиция на сборке броневиков "Рысь": надо установить лишь крышку капота, лебедку, запасное колесо и грузовой ящик. Фото автора
Генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин решительно отмежевался от участия в махинациях с таможенными пошлинами за ввоз в нашу страну итальянских бронеавтомобилей IVECO. Он объяснил, что его предприятие отвечает лишь за сборку из поставляемых машинокомплектов конечной продукции, и только за это завод получает весьма скромную оплату. Вместе с тем Когогин рассказал, как именно у него родилась идея закупки итальянских броневиков для Российской армии.Так уж получилось, что в день публикации статьи «У следствия возникли вопросы помимо «Оборонсервиса» и к таможне» (см. «НГ» № 50 от 14.03.13) корреспонденту газеты представилась возможность побеседовать с гендиректором ОАО «КамАЗ», где как раз и собираются оскандалившиеся броневики IVECO, переименованные у нас в «Рысь». Так что неизбежным было обсуждение вопроса о том, как закупленный вроде бы для боевых подразделений броневик превратился по сговору чиновников в медицинский автомобиль, освобождаемый от взимания ввозных пошлин.
«Это не наше дело, – сказал Сергей Когогин корреспонденту «НГ». – Мы заключали контракт с «Оборонсервисом» на сборку. Мы видели, что происходит… Чисто по-человечески стало обидно, что испачкали хорошую идею. Конечно, мы выполним контрактную сборку, но мы никакого отношения к контракту между итальянской компанией IVECO S.p.a. и ОАО «Оборонсервис» не имеем. И не имеем отношения к самим поставкам Министерству обороны».
Хотя гендиректор не стал отрицать, что защищенный автомобиль IVECO модели M65E19WM LMW и закупался, и собирается сейчас в России как «самоходное бронированное транспортное средство» для частей Сухопутных войск и специальных подразделений. Рассказал даже, как возникла идея по закупке именно такой машины. Это случилось в те трагические дни, когда Российская армия вынуждена была провести операцию по принуждению Грузии к миру. Сергею Когогину позвонил тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков по не связанному, в общем-то, с боевыми действиями в Южной Осетии вопросу. Но Когогин все же спросил: правда ли то, что показывают в телерепортажах, где наши солдаты гибнут прямо в бронетранспортерах? Министр подтвердил. Гендиректор предложил после окончания боев встретиться и обсудить, как спрятать военнослужащих под современную, надежную броню. И такая встреча вскоре после Пятидневной войны 2008 года состоялась.
Потом были большие смотрины броневиков на разных выставках военной техники и вывод о том, что зарубежные производители превзошли россиян по уровню броневой защиты своих автомобилей. Прежде всего за счет применения брони из разнесенных стальных листов с включением керамических элементов. Такого в России тогда никто не изготовлял. Потому камазовцы из всего разнообразия изученных образцов техники и выбрали итальянскую IVECO, закупили две машины (кстати, с уплатой ввозных пошлин) для проведения полного цикла испытаний, устроили их обстрел и подрыв на мине в лучшей взрывотехнической лаборатории Германии, где имелось самое современное тестовое и контрольное оборудование. Уровень защиты, заявлявшийся итальянцами, полностью подтвердился: достаточно высокий – шестой. Собственно, это и стало главным критерием, которым обосновывалось предложение Министерству обороны закупить партию броневиков IVECO модели M65E19WM LMW. Было еще два считавшихся принципиально важными критерия: цена этих машин оказалась наименьшей в своем классе (около 20 млн. руб.), и IVECO S.p.a. соглашалась на постепенное доведение до 50% локализации производства защищенных автомобилей в России. Всем прочим требованиям к подобной технике, в том числе сугубо военным, большого значения не придавалось. Что интересно, Анатолий Сердюков и его команда менеджеров целиком согласились с таким подходом. Тем самым проект был фактически превращен в бессмысленную для армии затею.
«Проблема в том, что до сих пор не определено штатное предназначение «Рыси» в войсках, – делился своими переживаниями главный конструктор ОАО «КамАЗ» по работе с силовыми структурами Юрий Кухаренко. – Насколько нам известно, военные по сей день не могут придумать, в каких подразделениях и для каких целей использовать эти машины».
Причина возникшей неопределенности лежит на поверхности. Судьбу данного заказа решали сугубо гражданские люди, плохо представляющие, как устроена армия, какими силами и какие задачи она выполняет в боевой обстановке. Самая мелкая штатная структура в Сухопутных войсках РФ – мотострелковое отделение численностью 10–11 человек. Странно, что под эту боевую единицу подобрали бронированное транспортное средство, способное перевозить лишь пять человек в базовом варианте и шесть человек в удлиненной версии машины. Колонны мотострелковых взводов или рот на «Рысях» сразу же станут вдвое длиннее колонн из БТР или БМП. Кроме того, подразделения должны будут иметь в своем составе вдвое больше водителей. А от выстрела гранатомета броня IVECO все равно ведь не спасает…
В общем, не случайно запланированный сначала заказ на 1775 машинокомплектов IVECO при практической реализации обернулся закупкой всего 358 броневичков. Видимо, целью их поставок в нашу страну были совсем не реальные потребности Вооруженных сил. И выявленные махинации с ввозными пошлинами это очень наглядно подтверждают.
Набережные Челны–Москва