Премьер Дмитрий Медведев считает, что качественные улучшения в социальной сфере невозможны без экономического роста как минимум на 5% в год.
Фото РИА Новости
В президентском экономическом совете считают, что стратегические указы Владимира Путина, подписанные им сразу после инаугурации, практически нереализуемы – по крайней мере при нынешней структуре отечественной экономики. Этот диагноз сформулировал член кремлевского совета Евсей Гурвич, который утверждает, что российская экономика не может расти быстрее, чем на три с небольшим процента в год. Между тем модернизация социальной сферы и выполнение других указов президента Путина невозможны без роста ВВП по крайней мере на 5–6% в год, говорят премьер Дмитрий Медведев и другие экономисты.
«Будущий рост ВВП в среднем не будет превышать 3,4%», – считает глава Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсей Гурвич – известный консультант российского правительства, а теперь и член экономического совета при президенте РФ. Такие результаты были получены в ходе исследования механизмов адаптации России к разнообразным внешним шокам. Планируется, что доклад на эту тему будет представлен в полной версии в апреле на международной конференции Высшей школы экономики.
Сами по себе выводы специалистов ЭЭГ оформлены в сугубо научный экономический текст, который может быть сложен для восприятия рядовым читателем. Поэтому суть этого исследования вчера разъяснил «НГ» соавтор Гурвича эксперт ЭЭГ Илья Прилепский. Сначала он подчеркнул: нельзя утверждать, что более высокий рост экономики РФ невозможен в принципе. Но важно понимать, что этот более высокий рост будет невозможен «при продолжении текущей политики», при сохранении существующих сегодня структурных дисбалансов в экономике страны. «При росте экономики происходит рост внутреннего спроса на товары и услуги. В текущих условиях в достаточной степени он покрывается за счет импорта. Но понятно, что эти импортные расходы должны быть профинансированы за счет экспорта. Таким образом, мы получаем связь: рост ВВП влияет на рост внутреннего спроса, рост внутреннего спроса определяет рост импорта, а этот рост, в свою очередь, ограничен ростом экспорта. В результате и появляются ограничения, связанные с динамикой экспорта», – описывает ситуацию Прилепский. Проблема в том, что экспорт в России не демонстрирует бурного роста – даже экспорт сырья, на котором и держится российская экономика. Он стагнирует, и, согласно прогнозам, в будущем его резкого оживления ждать не приходится. По оценкам ЭЭГ, рост экспорта будет составлять около 5% в год. И в такой ситуации российская экономика не сможет демонстрировать рост более чем на 3–3,4% в год.
Снять эти ограничения для роста экономики РФ, по словам Прилепского, можно несколькими способами. «Если будут проведены реформы, в результате которых произойдет частичное импортозамещение, простимулируется развитие внутренних производств, переработки, то и внутренний спрос будет в меньшей степени удовлетворяться за счет импорта. Аналогичным образом снимут существующие ограничения структурные реформы, в результате которых повысится экспортный потенциал российской экономики и произойдет наращивание экспорта», – объясняет экономист. При этом он обращает внимание на то, что улучшить эти показатели не получится за счет экспорта одного лишь сырья. Основной акцент нужно будет сделать на экспорт товаров более высокой переработки.
Таким образом, расчеты экономистов ЭЭГ ставят под большие сомнения реализуемость стратегических майских указов Владимира Путина, как экономических, так и социальных. Ведь чтобы добиться прописанного в них улучшения социально-экономической сферы к концу очередного президентского срока Путина, понадобится обеспечить рост экономики на уровне как минимум 5–6% в год, а то и выше.
Экономический указ президента предполагает следующие преобразования: создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году; увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% – к 2018 году; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года; увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, и т.д. Но чтобы всего этого достичь, рост ВВП должен быть не ниже 6% в год. Об этом свидетельствуют расчеты, проведенные в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Такие данные обнародовал на своем официальном сайте в конце января 2013 года советник президента Сергей Глазьев. От себя он несколько уточнил расчеты коллег: на самом деле рост ВВП должен быть не ниже 8% в год.
Перед президентом Владимиром Путиным остро стоит проблема реализации его стратегических указов. Фото Reuters |
Путин прописывал также в своих указах социальные ориентиры. Например, к 2018 году в стране должна вырасти почти в полтора раза реальная заработная плата населения, в том числе за счет значительного наращивания оплаты труда бюджетникам – врачам, педагогам, ученым и т.п. Но и эти ориентиры тоже, судя по всему, пока малодостижимы. По крайней мере, к такому выводу можно прийти на основе речей правительственных чиновников. «В нашем обществе созрел… справедливый запрос на иное качество жизни в широком смысле этого слова, на иное качество образования, здравоохранения, всей социальной сферы. Чтобы ответить на него, нужно обеспечить устойчивое развитие, добиться экономического роста темпами не менее 5% в год. Задача сверхсложная. Нас все время критикуют за эту амбициозную задачу, но и я, и мои коллеги уверены, что она решаемая. Более того, если мы ее не решим, мы не сможем выполнить все, о чем договаривались», – заявил премьер Дмитрий Медведев в прошлую пятницу на Красноярском экономическом форуме.
Эти требования экономического роста на 5% в год озвучиваются премьером не первый раз. Так, в конце января на заседании расширенного правительства Медведев в ответ на призыв Путина отказаться от старой модели экономического роста провозгласил «пятилетку эффективного развития», обязательным условием которой является экономический рост на уровне примерно 5% в год (см. «НГ» от 01.02.13). Плюс ко всему в середине января замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач тоже успел объяснить, что требуется России для достижения поставленных перед ней целей: «Мы в 2014–2015 годах можем ускорить темпы роста и выйти на четыре – четыре с лишним процента ВВП в год. Но это требует серьезных преобразований и, на мой взгляд, требует в том числе корректировки бюджетного правила».