Глава Минфина Антон Силуанов выступает против инициатив Минтруда.
Фото PhotoXPress.ru
До обнародования окончательного варианта пенсионной реформы остался месяц. И в правительстве с новой силой разгорелись споры вокруг обязательного накопительного компонента пенсии. Минтруд и Минфин заняли противоположные позиции. Минтруд хочет сделать накопительную систему добровольной, а это, по мнению ряда наблюдателей, равнозначно ее ликвидации. Минфин же считает, что накопительную систему «нельзя трогать». Чья позиция победит – будет зависеть от политической воли руководства страны. Между тем ведомства, похоже, пытаются этими спорами отвлечь общественность от реализации куда более жестких мер, призванных значительно отсрочить выход граждан на пенсию.
В минувшую пятницу Минтруд обнародовал на официальном сайте проект «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ» – правда, стратегия эта оказалась на период до 2030 года, а не до 2050-го, как обсуждалось ранее. Одна из инициатив Минтруда сводится к тому, чтобы постепенно перевести пенсионные накопления граждан из обязательного режима в добровольный. При этом на начальном этапе ведомство Максима Топилина предлагает частично перенаправить средства обязательной накопительной системы в пользу солидарной. Так, по версии Минтруда, в краткосрочной перспективе в распределительную составляющую пенсии можно было бы направить от 2 до 4% действующего сегодня тарифа на накопительную составляющую пенсии (он равен 6%). Это поможет снизить дефицит пенсионной системы примерно на 0,25–0,5% ВВП к 2020 году. В среднесрочной перспективе предлагается сделать участие в накопительной пенсионной системе полностью добровольным. Переход к этой модели предлагается осуществить с 2014 года.
В Минтруде добавляют, что в любом случае накопительная пенсионная система требует в России серьезной реформы. Необходимо создавать гарантии сохранности средств пенсионных накоплений, повышать прозрачность институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений, модернизировать систему государственного контроля за пенсионными накоплениями, прорабатывать целевое налоговое стимулирование добровольного формирования пенсионных накоплений и т.д.
Уже в субботу последовала реакция Минфина на эти предложения. Как сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов, позиция его ведомства по поводу обязательной накопительной части пенсии остается неизменной: «ее нельзя трогать», сокращать или ликвидировать.
Ранее глава Пенсионного фонда Антон Дроздов практически впервые публично признал, что обязательная накопительная пенсионная система убыточна: «У граждан, имеющих накопительную часть, пенсионные права формируются вдвое меньшими темпами, чем по страховой части, а накопленные средства обесценились» (см. «НГ» от 16.08.12).
Экспертное сообщество расценило тогда это заявление как окончательный отказ Кремля и Белого дома от обязательной накопительной части пенсии. Однако, выясняется, до компромисса в этом вопросе ведомствам далеко.
«На фоне ожиданий кризиса перед министерствами поставлена задача сократить неэффективные госрасходы. И Минтруд рассматривает варианты снижения дефицита Пенсионного фонда. Минфин же и так сейчас использует накопительную часть пенсии в своих интересах, поэтому для него в вопросах повышения эффективности госрасходов это не имеет никакого значения. Наоборот, если часть накопительной пенсии будет перераспределена в пользу солидарной, это усложнит Минфину выполнение его функций», – говорит директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова.
Овчарова считает, что в идеале развитие накопительной пенсионной системы в стране – это задача по выстраиванию нового типа экономики: «Участие в накопительной системе приводит всех участников процесса к пониманию, что чем выше будет эффективность экономики, производительность труда, ВВП, тем больше станет накопленная пенсия». Если же существует только солидарная ответственность государства перед гражданами, тогда пенсия не привязана к экономическому росту: при эффективном развитии экономики размер пенсии меняться не будет, а в условиях кризиса она может начисляться, но не выплачиваться, как это было в 90-е годы, говорит эксперт. Возможно, что Минфин, отказываясь трогать накопительную пенсионную систему, как раз все эти моменты и имеет в виду.
В Пенсионном фонде признают, что накопительная система в России пока не сулит гражданам ничего хорошего. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Минтруд, по словам Овчаровой, рассуждает иначе: «Он понимает, что озвученные сейчас экономические прогнозы развития экономики до 2020 года достаточно рискованны, с высокой долей вероятности они могут не оправдаться. И когда люди выйдут на пенсию, размер их накопленной пенсии будет меньше, чем обещалось». А значит, пока не поздно, надо как-то перестроить эту порочную систему.
Прямо за ликвидацию накопительной системы Минтруд, конечно, не выступает. Но в то же время его призыв совершенствовать эту систему звучит довольно вяло. Овчарова приводит пример: в Германии и Англии участие в накопительной системе добровольно, но там налажены такие стимулы, что участвовать в этой системе действительно выгодно, а не участвовать – очень невыгодно. Это скорее даже «обязательно-добровольная система». «Там гражданина призывают скорее участвовать, чем не участвовать. А то, что предлагает Минтруд, – это призыв скорее не участвовать, чем участвовать. Принципиальная разница. И, конечно, когда в России людям дадут право выбора, то никто в здравом уме не вступит в накопительную систему», – говорит эксперт.
Так же думает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Если предложение Минтруда реализуют, то по факту накопительная система ликвидируется, при таких условиях вряд ли кто захочет в ней участвовать». Гурвич указал на то, что разногласия между ведомствами принципиальны. Минтруд нацелен на решение сегодняшних задач, а Минфин задумывается о долгосрочных последствиях. «Сейчас на 100 работников приходится 87 пенсионеров. Скоро это соотношение сравняется, а затем число пенсионеров превысит число работников. В варианте Минтруда не показано, как решать эту проблему, – поясняет Гурвич. – Накопительная система, может, полностью и не решает, но все же помогает решить долгосрочные проблемы».
Окончательный вариант реформы ведомства должны озвучить к 1 октября. По мнению Овчаровой, все эти разногласия преодолеть к 1 октября у ведомств не получится. Скорее всего вышестоящая инстанция в лице вице-премьера, премьера или президента проявит свою политическую волю и просто займет какую-то позицию из этих двух, причем каждая сторона останется до последнего при своем мнении. Гурвич же ожидает, что будет принят вариант Минтруда как профильного ведомства, хотя не исключено, что с некоторыми оговорками. Правда, реформа по Минтруду явно будет недолговечной, уверен экономист.
Однако кое в чем ведомства все же сходятся – в стремлении отсрочить выход граждан на пенсию. Ранее глава Минфина говорил о необходимости сократить период дожития, что фактически синонимично повышению пенсионного возраста (см. «НГ» от 25.06.12). Как это сделать – как раз описано в «Стратегии» Минтруда, в которой ведомство предлагает среди прочего радикально повысить стаж, необходимый для получения более или менее приемлемой пенсии. Так, для пенсии в размере 40% от заработка стаж должен составлять 30 лет. Пока что граждане могут рассчитывать на пенсию размером 36,8% от заработка при стаже пять лет. Если же гражданин захочет более высокую пенсию, то и работать ему придется значительно дольше. И, возможно, своими спорами о судьбе накопительной системы ведомства пытаются отвлечь население от принятия куда более жестких мер.