Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что у него нет размолвок с МВД.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Получивший от президента Владимира Путина должность уполномоченного по защите прав предпринимателей Борис Титов вчера провел в Москве пресс-конференцию, на которой опроверг опровержение Министерства внутренних дел, предрек России праволиберальный поворот и рассказал о том, что он формирует вокруг себя обширную, разветвленную структуру, состоящую из государственной приемной и множества общественных институтов. Титов также не исключил, что за помощью к нему может обратиться в том числе экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов вчера опроверг опровержение МВД. Напомним, в начале этой недели Титов указал на необходимость усилить контроль за оперативно-разыскной деятельностью правоохранительных органов по отношению к предпринимателям.
Прежде всего Титов предложил, чтобы МВД ставило в известность омбудсмена об обысках в тех или иных компаниях, и МВД от такого предложения вроде бы не отказалось. Так, в беседе с РБК daily, Титов сообщил, что об этом «с главой МВД была достигнута устная договоренность». Кроме того, омбудсмен хочет изменить сложившуюся практику выдачи разрешений на проведение обысков. Если какое-либо отделение или какой-либо руководитель среднего и низшего звена решит провести обыск в компании, он должен будет обратиться за соответствующей санкцией к вышестоящему начальству. Причем предполагается, что на месте смогут присутствовать представители омбудсмена или даже сам он для проверки законности действия властей.
Однако поздно вечером во вторник пресса распространила информацию о том, что МВД опровергло слова Титова о достигнутых договоренностях. Вчера на конференции в Москве Титов несколько удивился вопросам журналистов о его отношении к опровержению МВД. Как уточнил Титов, он, конечно, не успел с утра изучить всю прессу, но уверяет, что никаких размолвок с МВД нет. Есть конструктивный диалог. Конечно, с некоторыми представителями ведомства этот диалог иногда довольно обостренный, однако сотрудничество продолжается. Как сообщил Титов, «у нас уже состоялись первые предварительные встречи, на которых мы договаривались о том, по каким направлениям будет осуществляться работа». Титов призвал не воспринимать всерьез отдельные реплики каких-либо чиновников или газет, потому что «это все пока конъюнктурно и неправда». «Правда будет тогда, когда вы увидите соглашение, подписанное нами с МВД», – сказал омбудсмен.
Рассказал Титов и о том будущем, которое ждет Россию в целом и его как омбудсмена в частности. По его мнению, в стране неизбежен праволиберальный поворот. «Правый поворот в стране обязательно будет. Это единственное разумное реально эффективное движение, которое может спасти нашу экономику и нашу страну, чтобы она развивалась стабильно, – сказал он. – Правая оппозиция – это уже очень важный институт, который бы двигал правящую партию, правительство и руководство страны вправо».
Также бизнес-омбудсмен пообещал изучить проблему экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, если от него последует соответствующая просьба. Не вынося каких-либо оценок законности наказания Ходорковского, Титов отметил: «Для нас ценны все предприниматели. К Ходорковскому имеем ровно такое же отношение, как и к другим. И если он хочет, чтобы мы как аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей помогли ему, мы должны пройти процедуру, которую проходили со всеми».
Бизнес-омбудсмен не будет работать в одиночку. Перед ним и его аппаратом стоит амбициозная цель создать целую систему по защите прав предпринимателей в России – отлаженную и разветвленную структуру, которая опирается не только на государство, но и на общественные институты.
Такую структуру можно образно описать как «пирамиду». На вершине – аппарат уполномоченного. Он будет сформирован за государственный счет, будет состоять примерно из 30–40 госслужащих и выполнять функции своеобразной государственной приемной. Аппарат будет работать в координации с несколькими общественными институтами.
В общественные институты могут входить на безвозмездной основе уже «сотни, а то и тысячи» разнообразных специалистов. Прежде всего речь идет о ситуационном центре, возглавлять который будет общественный уполномоченный. В этом центре юристы и экономисты будут работать с обращениями предпринимателей. Ситуационный центр призван решать вопросы, связанные не только с уголовным преследованием предпринимателей, но и с любыми другими ситуациями «соприкосновения» бизнеса с государством.
Своеобразная опора такой «пирамиды» – уже созданный центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», который занимается вопросами безопасности бизнеса. Сюда обращаются предприниматели, когда уже есть уголовные преследования. В рамках такого центра будут проводиться юридический аудит, общественная оценка и т.д.
Также будут созданы отдельные офисы по отдельным направлением со специальными уполномоченными: по таможенным вопросам; налоговым вопросам; вопросам защиты российских инвестиций за рубежом и иностранных инвестиций в России; по вопросам, связанным с техническим регулированием; вопросам, связанным с разрешениями на строительство, и т.д. Плюс к этому предполагается формирование независимого третейского арбитражного суда в помощь существующему, сотрудничество с Комиссией по этике при РСПП, создание рабочих групп с прокуратурой и МВД. Наконец, федеральный омбудсмен будет сотрудничать с региональными уполномоченными. Каждому субъекту РФ будет предложено назначить собственного – регионального – омбудсмена.
Пожалуй, в этом – новаторство Титова, который решил максимально расширить свою деятельность. Титов не первый и не единственный уполномоченный по правам в России, однако другие действующие омбудсмены пока что не создавали вокруг себя столь масштабных и разветвленных структур.
Опрошенные «НГ» эксперты положительно оценивают стремление предпринимателей наладить в стране эффективную систему защиты бизнеса. Однако здесь мало просто довериться энтузиазму инициаторов. Такой, казалось бы, незначительный нюанс, как наличие аппарата уполномоченного, который полностью сформирован из госслужащих и, по сути, является государственным учреждением, вызывает у экспертов опасение, что любые начинания общественных институтов снова столкнутся с административными барьерами – просто на несколько ином уровне. Так, консультант компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский считает, что «предложенная схема работы института предполагает борьбу государства с государством». «В этой борьбе в России, как правило, выигрывают более сильные структуры. Новый госинститут к таковым пока не относится», – полагает эксперт.