Фото Reuters
«Экономические итоги медведевской эпохи: мечты и звуки». Под таким характерным названием вчера в Москве прошел круглый стол независимых экономистов, которые попытались составить список достижений и провалов четырехлетки Медведева–Путина. Похвастаться особенно нечем. Инновации и модернизация остались невоплощенными мечтами. Разговоры о создании международного финансового центра больше похожи на пустой звук. Коррупция оказалась неизлечимой болезнью. Несырьевой сектор по-прежнему страдает дистрофией, а сырьевой достиг предела своих возможностей. Совсем скоро в стране наступит новый 91-й год, то есть период экономического тупика и вакуума идей, когда реформы станут жизненно необходимы, но у элит не будет даже самого общего плана действий.
Основываясь на данных Росстата, специалисты компании ФБК провели расчет основных макроэкономических показателей РФ за четыре года правления тандема. С 2008 по 2011 год прирост ВВП РФ составил лишь 5,5%. То есть среднегодовой прирост ВВП колебался на уровне 1,3%. Для сравнения: с 2000 по 2007 год ежегодный прирост ВВП в среднем превышал 7%. Индекс промышленного производства показал за четыре года прирост 3,4%, прирост инвестиций в основной капитал – лишь 4%, общая численность безработных за четыре года выросла на 9%. Более или менее успешно на общем фоне выглядят только сельское хозяйство, оборот розничной торговли и услуги связи.
Как сообщает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, если сравнить Россию с ее партнерами по БРИКС – Бразилия, Индия, Китай и ЮАР, – то по экономическому росту она среди них является аутсайдером. Китай показал за 2008–2011 годы прирост ВВП на 44,2%, Индия – на 34,1%, Бразилия – на 15,6%, ЮАР – на 8%. Не лучшие позиции у России и на постсоветском пространстве. Среди 11 стран СНГ РФ занимает 9-е место, обогнав лишь Армению и Украину.
Медведев – замечают экономисты – получил в наследство от предыдущего президента страну, попавшую в глубокую колею, для которой характерны сырьевая зависимость, коррупционный произвол и государственное давление на экономику. Власти провозглашали реформы. Однако некоторые из них на деле оказались пустым звуком.
Достаточно вспомнить, какие задачи ставил перед страной Медведев в своих предвыборных инициативах и президентских Посланиях Федеральному собранию. Страна реализовывала приоритетные национальные проекты по кардинальному улучшению здравоохранения, образования, жилищной сферы, агропрома. Президент провозглашал беспощадную борьбу с коррупцией. Говорил о создании в России международного финансового центра, а также мощного центра исследований и разработок («Сколково»), о стимулировании инвестиций в инфраструктуру, об энергоэффективности, об оптимизации госсектора и т.д. Лучше всего из заявленных задач у властей получилось повысить пенсии, хотя «об этом достижении в течение ближайших лет мы еще не раз вспомним», заметил Николаев. Решение же остальных задач, по мнению эксперта, можно оценить в целом как неудовлетворительное.
Многие государственные проекты носили сугубо конъюнктурный характер, указывают экономисты. Уже хрестоматийный пример конъюнктурности – официальный сайт нацпроектов, который последний раз обновлялся в 2009 году. Другой пример – неясные перспективы «Сколково». «К началу 2012 года достигнуты «организационно-строительные успехи» в создании центра иннноваций», – заключает ФБК. А что будет с проектом в будущем – не знают, похоже, и сами инициаторы. Так, главный аналитик компании «МК-аналитика» Олег Буклемишев сослался на мнение одного правительственного чиновника, который сказал, что даже если из «Сколково» не получится наукоград, то это будет хотя бы хороший девелоперский проект. Другой пример – инициатива властей по выведению из состава директоров госкомпаний министров и замминистров. «И кто заменил ушедших министров и их замов? Начальники департаментов, ветераны спецслужб, причем не только российских, и еще какие-то люди, о которых вообще невозможно что-либо сказать», – отмечает Буклемишев.
Экс-глава Центробанка, ныне председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин указал на отсутствие четких программ действий, в которых были бы прописаны конкретные шаги. Есть стратегии и сценарии, но как только дело доходит до реализации – начинаются проблемы. Дубинин привел в пример ситуацию с иностранными инвестициями. Все хотят их привлечь, но странно ожидать от иностранцев заинтересованности в российском рынке тогда, когда ее нет даже у российских инвесторов, уходящих в офшоры. И это уже не экономическая проблема, а политическая, и она требует политических решений – повышения прозрачности, обеспечения юридических, социальных и политических гарантий частной собственности. О полной дезориентации в экономическом блоке правительства говорит и советник Института современного развития Никита Масленников: «Буквально через несколько месяцев мы можем оказаться в ситуации 91-го года. Не с точки зрения экономической разрухи и коллапса, а с точки зрения того, что надо будет наконец-то делать реформы, но как, почему и кто их должен делать – всем до сих пор непонятно».
Исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова рассказала о растущей зависимости населения и экономики от бюджетных источников. «Если в 2006–2007 годах около 20% доходов населения составляли выплаты из бюджета в виде пенсий, пособий, зарплат бюджетников, то в кризис их доля выросла уже до 30%. Тенденция роста сохраняется и сейчас. Растет доля людей, занятых в госкорпорациях, в компаниях, которые обеспечивают госзакупки», – поясняет Акиндинова. Одновременно и в частном секторе усиливается зависимость от бюджета. Во время кризиса предприятия стали ориентироваться на тесное сотрудничество с государством. Выросла доля субсидий предприятиям. И эта зависимость от бюджетных поступлений до сих пор никуда не делась. Как итог – растущая монополизация. Низкой эффективностью начинает характеризоваться уже не только госсектор, но и рыночные предприятия.
Итоги правления Медведева–Путина глазами экономистов | |
Качественные результаты, достижение заявленных целей | Достижения за 2008–2012 годы |
Модернизация и технологическое обновление | Значимые результаты отсутствуют |
Борьба с коррупцией | Цели не достигнуты |
Увеличение инвестиций в инфраструктуру | Доля расходов на национальную экономику сокращается |
Создание международного финансового центра (МФЦ) | В мировом рейтинге МФЦ Москва опустилась с 61-го на 65-е место |
Усиление рубля в международных расчетах | Незначительный прогресс |
Оптимальные размеры госсектора к 2012 году | Масштабная приватизация госсектора не начиналась |
Положение в международных рейтингах | Изменения с 2008 по 2012 год |
Место в рейтинге конкурентоспособности (World Economic Forum) | Понизилось с 51-го до 66-го места |
Место в рейтинге по условиям ведения бизнеса (World Bank) | Понизилось со 112-го до 123-го места |
Место в рейтинге по уровню развития человеческого потенциала (ООН) | Понизилось с 63-го до 66-го |
Количественные результаты | Прирост за 2008–2011 годы, в % |
Валовой внутренний продукт | 5,5 |
Рост промпроизводства | 3,4 |
Продукция сельского хозяйства | 21,7 |
Грузооборот транспорта | –0,1 |
Физический объем розничной торговли | 22,8 |
Объем платных услуг населению | 6,1 |
Инвестиции в основной капитал | 4 |
Индекс потребительских цен | 42,3 |
Реальные денежные доходы населения | 11,8 |
Реальная заработная плата | 17,2 |
Номинальное повышение пенсий | Рост в 2,5 раза |
Источники: Росстат, ФБК |