0
4645
Газета Экономика Интернет-версия

23.03.2011 00:00:00

Треть граждан России экономят на еде

Тэги: россия, кризис


Более 80% россиян вынуждены экономить и не могут вернуться к докризисной модели потребления. Экономить приходится либо «буквально на всем», либо на многих продуктах питания. В список необязательных расходов попали также лекарства, бензин и даже услуги ЖКХ. Такие результаты опроса граждан получили вчера специалисты портала SuperJob.ru. Эксперты согласны: работодатели не спешат повышать зарплаты, поэтому ожидать наращивания потребления не приходится.

Очередная инфляционная волна заставила россиян в 2011 году перейти к более жесткому режиму экономии. Граждане работоспособного возраста указывают, что им приходится экономить «буквально на всем» или по крайней мере на очень многих товарах и услугах – в первую очередь на продуктах питания.

Такие результаты были получены в ходе опроса, проведенного порталом SuperJob.ru в середине марта среди тысячи респондентов из всех округов России.

Примерно каждый третий россиянин в ходе опроса сообщил, что в наступившем году его семье пришлось начать экономить на продуктах питания и существенно менять свой рацион. Многие семьи отказались от большинства фруктов и овощей, от некоторых видов молочной продукции, перешли на дешевые виды мяса и рыбы, основной упор в таком рационе делается на доступные крупы (рис, овсянка), куриное мясо и печень. Каждый четвертый россиянин отметил, что он вынужден экономить не только на каких-то видах продуктов питания, но и вообще – «буквально на всем».

Согласно результатам опроса, люди начали внимательнее относиться к «лишним тратам», причем лишними в семейных бюджетах стали теперь траты на одежду, обувь, развлечения, отдых, хобби, подарки, сотовую связь и Интернет. Примечательно, что у части семей под сокращение попали в том числе и расходы на дорогие лекарства, а также на автомобильный бензин, то есть некоторые россияне пересели с личного транспорта на общественный, в котором есть возможность проезжать зайцем. Прозвучали и такие варианты сохранения личного бюджета, как экономия на коммунальных услугах: 3% семей стали уменьшать потребление воды и электричества. Есть также редкие примеры полного игнорирования коммунальных счетов.

В итоге, согласно данным SuperJob.ru, лишь 17% из всех опрошенных граждан не столкнулись в этом году с необходимостью на чем-либо экономить. Остальные же респонденты так или иначе пересмотрели основные статьи расходов семейного бюджета.

Эксперты соглашаются с такими результатами опроса. Россияне сегодня действительно склонны, во-первых, экономить, во-вторых, откладывать деньги на более крупные покупки, которые они совершат в будущем, или на случай ухудшения ситуации.

Несмотря на то что окончание кризиса было фактически «объявлено» сверху, рынок труда и рынок доходов не вернулись в докризисное состояние, и в ближайшее время они вряд ли достигнут уровня начала 2008 года. Об этом, в частности, сообщил «НГ» гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «Докризисные галопирующие зарплаты отчасти компенсировали галопирующие цены, люди активно потребляли, чему также способствовало и огромное предложение кредитных ресурсов», – напомнил эксперт и добавил, что сейчас такие процессы в российской экономике не наблюдаются.

Работодатель теперь не торопится поднимать зарплаты, поскольку он, как замечает Микаелян, «чувствует себя сейчас гораздо комфортней, соответственно, и граждане не идут по пути потребления, находясь в режиме ожидания». Все это привело к тому, что потребители переориентировались из одного класса товаров в другой – более доступный по цене.

В то же время среди продавцов заметен оптимизм. Так, например, в сегменте непродовольственных товаров отмечается оживление, которое некоторые торговые компании сравнивают чуть ли не с докризисным уровнем. «В разгар кризиса «просели» дорогие направления, например ноутбуки стоимостью от 30 тысяч рублей, имиджевые смартфоны, дизайнерская бытовая техника и т.п. Люди не покупали дорогую технику, но вообще от обновления техники все-таки не отказывались, просто они предпочитали товары экономичного сегмента. Однако начиная с лета 2010 года спрос на «просевшие» направления восстановился», – сообщил менеджер по связям с общественностью компании «М-Видео» Антон Пантелеев.

Вполне возможно, такое обновление является в том числе и вложением средств в непродовольственные товары, которые в прошлом году в отличие от продуктов питания в инфляционной гонке как раз практически не участвовали и стали в глазах россиян доступнее, нежели все остальное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
582
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2304
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1519
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1148

Другие новости