Российский автопром сильно вырос в 2010 году за счет государственной поддержки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Способен ли авторынок России самостоятельно расти в 2011 году, или он может существовать только при бюджетной поддержке программ утилизации автохлама? На этот вопрос у экономистов сегодня нет однозначного ответа. Некоторые эксперты предсказывают спад автопродаж в России – особенно после сворачивания господдержки. Другие, напротив, ждут нового роста.
Вчера на 19-й международной автомобильной конференции директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов сообщил, что все 400 тыс. свидетельств на продажу автомобилей по программе утилизации старых машин будут выданы в России до конца 2010 года. По его словам, «программа утилизации хорошо себя зарекомендовала и серьезно встряхнула авторынок и работу автозаводов».
С начала реализации программы утилизации выдано около 384 тыс. свидетельств об утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств и продано почти 262 тыс. автомобилей на сумму свыше 13 млрд. руб.
Казалось бы, именно эти позитивные изменения авторынка зафиксировал в конце года и Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В последнем отчете АЕБ сообщается, что продажи новых легковых отечественных и иностранных автомобилей выросли в течение последних 11 месяцев текущего года на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ноябре рост продаж составил 80% к ноябрю 2009 года. Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас уточнил, что «ноябрь продемонстрировал самый высокий рост рынка с декабря 2008 года, более того – рынок продолжает расти, стремясь к показателю 1,9 миллиона проданных машин за год». В годовом исчислении рост может составить, по данным АЕБ, 30%. В 2010 году в десятку лидеров продаж попали такие марки, как Lada, Chevrolet, Kia, Renault, Ford, Hyundai, Toyota, Nissan, Daewoo, ГАЗ.
При этом вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Марк Овенден уточнил, что хотя ситуация и выглядит обнадеживающе, однако для действительно устойчивого восстановления российского авторынка необходим и устойчивый рост экономики. Иначе будущее завершение госпрограммы утилизации приведет к затуханию положительных процессов, наметившихся сегодня на российском авторынке. «Действительно, практически весь прирост продаж на российском автомобильном рынке в 2010 году пришелся на автомобили, реализованные по программе утилизации. В следующем году программа будет продолжена, что внесет определенный положительный вклад в статистику», – соглашается с обнадеживающими выводами АЕБ начальник аналитического отдела финансовой группы БКС Максим Шеин. Более того, по словам Шеина, в стране можно наблюдать постепенный рост потребительского спроса, поэтому даже после завершения госпрограммы серьезного провала в продажах не случится.
Представители агентства «Автостат» сообщили вчера «НГ», что с 2009 по 2015 год в России в целом ожидается посткризисное восстановление рынка легковых автомобилей. С 2015 года можно будет говорить о стабилизации рынка. Кризисные провалы возможны лишь в сегменте импортных автомобилей. «Постепенно продажи новых импортных автомобилей будут замещаться автомобилями, производимыми в России. Импортировать будут лишь те модели, которые не производятся на российских заводах и имеют небольшой спрос», – отмечают в «Автостате».
Однако иной взгляд на ситуацию сложился в Центре развития при Высшей школе экономики (ВШЭ), которым руководит Сергей Алексашенко. Экономисты ВШЭ, ссылаясь на свои расчеты, заявили, что ноябрьский рост продаж легковых автомобилей в России на 80% на самом деле соответствует уровню продаж октября и сентября текущего года. Значит, надо говорить вовсе не о буме продаж, а, наоборот, о прекращении взрывного роста (около 10% к предыдущему месяцу), который наблюдался ранее. Более того, по данным ВШЭ, сейчас примерно 30% автомобилей продаются по программе утилизации, импорт же до сих пор в два-три раза ниже показателей 2008 года, что обусловлено ужесточением таможенного режима.
Но самое главное, по мнению специалистов ВШЭ, состоит в том, что пропагандируемая властью государственная программа утилизации старых автомобилей, похоже, не оправдывает в полной мере возложенных на нее надежд. Даже с таким «допингом», как эта программа, производство автомобилей в России все равно до сих пор не вышло на уровень 2008 года. В октябре оно составило 90% к октябрю 2008 года. «Но ведь программа утилизации рассчитана всего на 670 тысяч автомобилей (374 тысячи договоров уже заключены на 1 декабря) в 2010–2011 годах. И для того, чтобы во второй половине следующего года (после окончания действия программы утилизации) не было зафиксировано падения производства, спрос на автомобили должен вырасти примерно на 50% от уровня 11 месяцев этого года без учета влияния программы утилизации», – сообщают в Центре развития, называя такой сценарий чудом.
«С закрытием программы утилизации производителям, которые на нее ориентированы, – прежде всего АвтоВАЗу, придется искать новые способы для стимулирования спроса. Рост продолжится лишь у производителей, независимых от программы по утилизации. Поэтому в 2011 году на авторынке РФ вполне вероятна стагнация», – добавляет эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» / Morison International Петр Клюев. Более того, по мнению эксперта, уже сегодня эффективность госпрограммы по стимулированию спроса заметно снижается, свидетельство тому – замедление темпов роста объема продаж на автомобильном рынке в ноябре. «Программа действует с начала года, и те, кто рассчитывал на эту программу, уже ею воспользовались. Так что в сектор автомобильных продаж возвращаются рыночные условия. В следующем году, судя по всему, сохранится тенденция к снижению эффективности господдержки», – делает вывод Клюев. Если же говорить о предпочтениях самих россиян, то спрос, по мнению эксперта, в 2011 году скорее всего сохранится на иностранные бюджетные модели российского производства.
Соглашаются с такими выводами и некоторые непосредственные участники авторынка. «В 2010 году автомобильный рынок очень сильно вырос за счет государственной поддержки. Поэтому именно от нее автомобильная сфера будет зависеть и в 2011 году, – поясняет гендиректор компании FRESH Денис Мигаль. – Если государство будет стимулировать первичный или вторичный автомобильный рынок, можно смело говорить о росте. Причем речь идет не только о стимулировании посредством программы утилизации, но и о более выгодных кредитных программах, улучшенных условиях страхования, понижении или остановке роста транспортного налога. Если же государство ничего стимулировать не будет, то о росте говорить уже сложно. Потому что, как показывает практика, у людей не так много наличных денег».
При этом Мигаль обращает внимание на то, что в текущем году авторынок как раз потерял осенний сезон продаж, а не нарастил его – ожидаемого всеми скачка не произошло. И тут возможны два варианта развития событий: хороший и плохой. Либо отложенный спрос даст о себе знать в первом полугодии 2011 года, тогда рынок немного оживет. Либо же осеннее затухание продаж станет началом депрессивной для авторынка тенденции. Какой вариант правдоподобнее – судить сложно. К примеру, начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун считает ноябрьское понижение продаж вполне традиционным. Он уверен, что в декабре продажи автомобилей вырастут примерно на 4–5%. А сам Мигаль говорит о том, что российский авторынок уже давно стал внесезонным и что надо наконец-то перестать делать скидку на сезонность.
В итоге некоторые участники авторынка надеются лишь на то, что в следующем году объем продаж будет поддержан хотя бы «вторичкой». «В 2011 году в продажу должны поступить автомобили, которые были куплены новыми в 2007–2008 годах, – говорит гендиректор суперавтомаркета «Формула 91» Руслан Ермачков. – Это добавит приблизительно 10% к объему сделок, заключенных в 2010 году».