Далеко не все предприятия выдержат новое повышение налогов.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Россия выбрала уникальный рецепт оживления экономики – постоянное повышение налогов. Особенно парадоксально это выглядит на фоне других стран, которые стимулируют инвестиции понижением корпоративных налогов. Вчера японское правительство объявило о сокращении налога на предприятия. В РФ же чиновники готовят почву для нового повышения налогового пресса на 2% ВВП. Экономисты предупреждают: такая политика опасна.
Японское правительство объявило вчера о новой программе экономического развития, которая должна обеспечить скорейший выход из финансового кризиса. Ключевой компонент программы – налоговая реформа. Правительство Японии планирует сократить на 5% ставку налога на доходы частных компаний, несмотря на то что это окажется для страны тяжелым шагом.
Снижение налоговой ставки обернется значительными потерями в доходах японского бюджета. Однако японское правительство, несмотря ни на что, нацелено на стимулирование инвестиционной деятельности частных компаний.
Иную стратегию преодоления кризисных явлений в экономике выбрала Россия. Видимо, у правительства РФ во главе угла стоит вовсе не инвестиционная активность бизнеса, а покрытие бюджетного дефицита хотя бы в краткосрочной перспективе. В итоге налоговая реформа по-русски – это не что иное, как ужесточение налогового бремени и на простых граждан, и на их работодателей. Так, с 2011 года в РФ единый социальный налог заменяется на повышенные страховые взносы работодателей во внебюджетные фонды. Ставка взносов поднимается с 26 до 34%. По словам президента Дмитрия Медведева, это повышение оказалось «непростым решением», но на него пошли, «чтобы поднять пенсии и провести модернизацию здравоохранения». В то же время для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах, будет предусмотрен двухлетний льготный переходный период.
Однако на этом повышении налогов высшее руководство страны вряд ли остановится. В минувшую пятницу в кулуарах Гайдаровских чтений замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач заявил, что при запланированных социальных и оборонных госрасходах выйти к 2015 году на бездефицитный бюджет не получится. По его словам, если строить инновационную экономику и решать задачи развития, то тогда Россия не уйдет от дефицита бюджета примерно в 2% от ВВП на протяжении следующих 20 лет. «Либо мы вползаем в долговую экономику, либо надо кардинально менять налоговую систему, – объяснил Клепач. – Нам нужно либо на два с лишним процента повышать налоговую нагрузку, либо урезать социальные, оборонные расходы». Клепач, судя по всему, говорит об увеличении совокупного налогового пресса на 2% ВВП. В Японии же речь идет о снижении ставки лишь одного налога – на 5 процентных пунктов. Однако надо понимать, что пытаясь простимулировать экономику, Япония выбирает курс на снижение налогов, в то время как Россия – их кардинальное увеличение, которое не смягчит даже льготное послабление для малого бизнеса.
Новая налоговая политика в России поставила в тупик отечественных экспертов, которые не понимают, чего же на самом деле добивается российская власть – диверсификации экономики и преодоления сырьевой зависимости или, напротив, усиления сырьевого сектора и перетекания остального бизнеса в тень. Замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов поясняет: усиление налоговой нагрузки на бизнес увеличит бюджетные доходы лишь в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе ужесточение фискальной политики неминуемо приведет к замедлению экономического роста. В то же время очень резкое повышение налогов – а в России оно явно не плавное – уже не даст позитивного эффекта для бюджета даже в краткосрочной перспективе. «Следствием такой налоговой реформы по-русски станет экономический эффект, прямо противоположный диверсификации, так как сырьевой бизнес переживет повышение взносов наименее болезненно», – говорит Павлов. Остальной бизнес может уйти в тень.
«При условии эффективного реинвестирования бюджетных средств в бизнес повышение налогов в целом не опасно, – рассуждает зампред правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. – Но предприниматели опасаются, что инвестирование госсредств в проекты будет недостаточно эффективным». По мнению эксперта, российское государство в силу разных причин не в состоянии стать полноценным «субъектом развития», «частный собственник более эффективен и его инвестиции более результативны». Но, как замечает аналитик инвестиционной компании «Анкор Инвест» Андрей Захаров, точно так же нельзя полностью полагаться исключительно на частные инвестиции. Куда интереснее, считает Захаров, «концессионно-правовая форма сотрудничества государства с частным бизнесом». «Модернизации и развития требуют все сферы жизни общества, но не все они могут приносить доход быстро. Бизнес будет заинтересован далеко не в каждом проекте, – соглашается директор департамента аудита компании «СВ-Аудит» Дарья Перковская. – Поэтому в игру должно вступить и государство». Однако эксперты уточняют: такая форма сотрудничества станет актуальной для России лишь в том случае, если государство будет обеспечивать не только инвестиции, но и гарантии защиты частного капитала. Но именно в наличии таких гарантий в России предприниматели уже серьезно сомневаются.
Эксперты подчеркивают: при повышении налогов вовсе не бизнес-элита, а простые граждане оплатят государству проколы его бюджетной политики и компенсируют не всегда целевое и не всегда эффективное расходование бюджетных средств. Ужесточение налогового бремени противоречит не только официально объявленному курсу на инновации и модернизацию, но и той социальной политике, на которую сейчас ссылаются власти как на оправдание роста налогов.