Аргументы чиновников не убеждают обеспокоенных родителей школьников.
Фото Надии Еникеевой
Забирайте детей из школы или жалуйтесь в прокуратуру – такой способ адаптации к реформе бюджетных учреждений посоветовали вчера гражданам руководители Минфина и Минобрнауки. В начале мая президент поручил чиновникам развеять опасения граждан по поводу введения в стране элементов платного образования. На фоне пикетов против реформы бюджетных учреждений в четверг руководители Минфина и Минобрнауки убеждали общественность в безобидности и позитивных перспективах уже принятых законов о реформе бюджетного финансирования школ и больниц. Однако главным аргументом чиновников оказалась лишь их вера в то, что реализация новых законов на практике пройдет идеальным образом.
В четверг в Москве прошла акция в поддержку подготовленного оппозицией законопроекта о признании утратившим силу недавно принятого закона о реформе бюджетных учреждений. Цель акции, по словам организаторов, «призвать власти оставить попытки лишить россиян права на бесплатное образование и медицинское обслуживание». Проблема в том, уверены обеспокоенные родители и педагоги, что «государство превратилось из гаранта фундаментальных прав, закрепленных в Конституции, в их спонсора и изменения в правовом статусе бюджетных учреждений предвосхищают введение в нашей стране платного образования и здравоохранения». В целом данный пикет является продолжением тех акций протеста против коммерциализации школ, которые охватили в конце мая – начале июня многие города России – Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Барнаул, Саратов и т.д. «НГ» уже описывала суть претензий противников реформы бюджетных учреждений (см. номера от 24.05.10, 25.05.10, 28.05.10).
Одновременно с этим пикетом в РИА Новости чиновники из Минобрнауки и Минфина пытались развенчать мифы, возникшие в обществе вокруг бюджетной реформы. Самым главным мифом, считают они, является утверждение, что образование в России, согласно закону, станет платным. «Ни одного слова в законе о платности нет. Гарантии бесплатного общего образования, начального профессионального, а на конкурсной основе и среднего и высшего профессионального образования закреплены в Конституции РФ. Никто эти нормы не менял и не собирается менять», – заявил замминистра образования и науки Владимир Микушевский. Более того, «количество предметов и часов, которые школьник должен изучать в рамках бесплатного курса основной образовательной программы, закреплено в госстандарте┘ И если вдруг какая-то школа перестает оказывать услугу по госстандарту, который утвержден, у нее просто приостанавливается лицензия», – продолжил он. Однако, уточняют чиновники, в скором времени старые госстандарты будут заменены на новые, «новые же еще не все готовы, они пока активно разрабатываются».
Интересно, что такие уверения чиновников почти слово в слово воспроизводят опубликованные на сайте президента Дмитрия Медведева аргументы в пользу бюджетной реформы. Тот факт, что новый закон воспринимается как шаг к платному образованию в России, очень удивил президента: «Кто там нашел хотя бы строчку, что среднее образование в нашей стране будет платным? Да нигде этого нет! Возможность прийти в школу и получить необходимый набор образовательных услуг были, есть и будут в нашей стране бесплатными. Внимательно закон читайте».
Замминистра финансов Татьяна Нестеренко посоветовала родителям тех школьников, у которых вымогают деньги под прикрытием нового закона о бюджетных учреждениях, обращаться в прокуратуру. Еще один путь воздействия на общеобразовательные учреждения – перевод ученика в другую школу. Нормативно-подушевое финансирование, привязанное к ученику, предполагает, что чем больше будет учеников в школе, тем ей это выгоднее. Поэтому школы будут заинтересованы в предоставлении именно бесплатного качественного образования. Ведь если образовательное учреждение не сможет соответствовать главным требованиям учеников и родителей, то соответственно и учеников в такое учреждение будет приходить все меньше, что тут же ударит по его финансированию.
Татьяна Нестеренко уверена, что реформа финансирования школ будет безвредной. Фото PhotoXPress.ru |
Первый проректор Высшей школы экономики, один из разработчиков закона Лев Якобсон добавил, что в этом законе нет ничего такого, чего надо бояться, но он и не решает волнующие людей вопросы. Миф о платности образования, по словам Якобсона, стали вычитывать в законе, который совершенно про другое. Это «скромный финансовый закон» о статусе бюджетных учреждений. «Данный закон, по сути, лишь легализует и закрепляет те изменения, которые уже произошли, вносит ясность», – уверен Якобсон. Но реформа затронула «больное место, напомнив о той беде, которая много лет не идет со двора, – это недофинансирование бюджетной сферы, а также – крайняя неэффективность использования госсредств, это теневая приватизация, которая вовсе не этим законом вводится, но которая полным ходом шла в 90-е годы в бюджетной сфере и от которой не удалось уйти до сих, это безответственность учреждений по отношению к потребителям, это неясность перспективы».
Неясность перспективы – судя по всему, бич и самих инициаторов реформы. «Любой миф сможет развеять только практика. Снятие страхов возможно только в процессе правильного применения новых норм», – парирует критикам закона Нестеренко. Главный же вопрос, по ее мнению, вопрос не к закону, а к будущим программам и стратегиям государственной деятельности. Описать в деталях процесс реализации нового законодательства чиновники Минфина и Минобрнауки вчера не смогли. «Сейчас создаются механизмы государственной программы образования. В ней должно быть все: стандарты, контроль, платность, неплатность, количество детей и т.д.», – рассказывает замминистра финансов. Получается, что ответ на вопрос о платности образования даст не принятый недавно закон, а некая госпрограмма, которая пока еще только разрабатывается.
В ответ на проделанное ведомствами «развенчание мифов» председатель движения «Московские родители» Галина Шнайдер в беседе с корреспондентом «НГ» заявила вчера, что все озвученные чиновниками аргументы в пользу реформы уже давно известны и совсем не убедительны. Поэтому главное требование инициативной группы от родителей и преподавателей – полная отмена противоречащего Конституции и вынуждающего россиян платить за образование закона – остается в силе. В итоге попытка чиновников разъяснить последствия принятия нового закона фактически провалилась. В большой степени потому, что и сами чиновники не до конца осознают, как именно будет проводиться эта реформа и к чему именно она приведет.