Россияне продолжают сокращать покупки новых автомобилей.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Авторынок в России продолжает сжиматься, несмотря на заявления властей о выходе из кризиса. В начале этого года продажи легковых машин снова упали по отношению к уровню начала прошлого года, который автопроизводители называли тогда в один голос шоковым. Продажи автомашин в феврале 2010 года снизились на 32% к февралю прошлого года. Такие данные опубликовала вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Ранее АвтоВАЗ также признавал сокращение своих продаж в январе–феврале на 28%. Падение авторынка эксперты объясняют продолжающимся кризисом и неуверенностью потребителей, а также запоздалыми правительственными программами стимулирования.
Продажи автомашин в России, по данным АЕБ, в январе–феврале упали на 34% к тому же периоду 2009 года.
Ранее АЕБ уже сообщала о падении автопродаж в январе. Сбыт новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России снизился на 49% по итогам 2009 года и на 38% в декабре 2009 года. Комитет автопроизводителей АЕБ прогнозировал тогда объемы продаж на 2010 год на уровне 1,5 млн. автомобилей. В январе же 2010 года по отношению к январю 2009 года АЕБ зафиксировала дальнейшее снижение продаж новых автомобилей – на 37%. И январские результаты стали худшими для авторынка с начала кризиса: было продано всего около 74 тыс. автомобилей. До января самым неудачным месяцем для авторынка считался ноябрь 2009 года, когда продажи составили лишь немногим больше 105 тыс. автомобилей. Также на днях стало известно, что в январе–феврале 2010 года объем продаж АвтоВАЗа сократился, по предварительным данным, примерно на 28% – до 42,3 тыс. автомобилей.
Однако не таких показателей ждали от российского авторынка чиновники. Согласно стратегии развития автопрома-2020, которую представил в начале марта на заседании правительства министр промышленности и торговли Виктор Христенко, «экспертные оценки перспектив изменения рынка автомобильной техники в России, проведенные с учетом анализа автомобильного парка, уровня обеспеченности населения и транспортного комплекса в целом, свидетельствуют о его тенденциях к значительному росту в долгосрочной перспективе. Восстановление докризисного уровня автомобильного рынка прогнозируется экспертами уже к 2013–2014 годам». В частности, речь идет об объемах продаж на уровне 2,5–3 млн. автомобилей в год, на 2015–2016 годы запланирован объем в 3,2–3,5 млн., на 2017 год в базовом сценарии прописана цифра 3,5 млн., которая должна продержаться вплоть до 2020 года.
Опрошенные «НГ» эксперты отмечают высокую неопределенность будущего российской экономики, из-за которой невозможно назвать даже примерную дату восстановления докризисного уровня продаж автомобилей. «Если сохранятся нынешние экономические прогнозы и тенденции, то тогда 2014 год – это слишком оптимистичный срок для восстановления российского рынка», – считает аналитик «БрокерКредитСервиса» Севастьян Козицын.
Нынешнее падение российского авторынка большинство экспертов объясняют низким покупательским спросом. «Спрос сжимается из-за неуверенности граждан в собственном будущем на фоне общей экономической нестабильности. Именно поэтому многие люди откладывают покупку нового автомобиля. Да и стимулирующие государственные программы пока не способны помочь рынку», – полагает Козицын. Обещания властей обеспечить более выгодные условия для покупки автомобиля за счет госпрограмм стимулирования спроса (программа утилизации, льготного автокредитования) продемонстрировали побочный эффект: многие отложили покупки и решили ждать обещанных выгодных условий. «Нужно подождать результатов госпрограммы утилизации, чтобы судить об ее эффективности. Не исключено, что потенциальные автопокупатели просто выжидают», – отмечает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.
Перспективы российского авторынка во многом зависят от оживления автокредитования. Если вспомнить 2008 год, то основные продажи тогда были (более 50%) за счет кредитов. А сегодня потребители предпочитают иметь резерв, потому что непонятно, как будет развиваться кредитный рынок. «По ставке в 20% в кредит почти никто покупать автомобиль не будет», – поясняет Коровкин.
Полной противоположностью России выглядит китайский авторынок, который по итогам февраля стал крупнейшим в мире по объему продаж. В феврале этого года в КНР было продано машин на 55% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Причиной резкого скачка потребительского спроса на машины, замеченного экспертами еще в 2009 году, стали налоговые послабления и субсидирование на приобретение небольших автомобилей. Как сообщает Associated Press, всего легковых автомобилей и внедорожников в Китае за февраль 2010 года было продано 942,9 тыс. штук.