Строительство моста на остров Русский дешевеет после каждой проверки из Москвы.
Фото Игоря Лещука
Сегодня во Владивосток прибывает десант VIP-чиновников из Москвы: представители Минтранса, Минрегиона, Росавтодора и других ведомств. Возглавляет делегацию первый вице-премьер Игорь Шувалов. Цель визита – очередная проверка подготовки города к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2012 года.
Последний раз Шувалов, возглавляющий оргкомитет по подготовке к АТЭС-2012, приезжал в Приморье чуть менее двух месяцев назад. За это время президент подписал закон о саммите АТЭС, упрощающий получение земли для объектов саммита и разрешений на работу с лесом. «Теперь мы можем начинать работу в бухте Аякс на законных основаниях, – заметил гендиректор ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» Александр Дятчин.
– Работы могут начаться, как только будут получены другие разрешительные документы, например Госэкспертиза даст положительное заключение на проект Дальневосточного федерального университета (ДФУ)».
Начались также работы по реконструкции очистных сооружений Артемовского гидроузла. Стал известен и генподрядчик Дальневосточного федерального университета – компания «Крокус», предложившая построить комплекс дешевле, чем рассчитывал Минрегион. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» предусматривает выделение на строительство университета 41,67 млрд. руб.
Губернатор Приморья Сергей Дарькин бодро доложил главе правительства во время визита Владимира Путина в Комсомольск-на-Амуре о последних победах: «На всех объектах либо начато строительство, либо идет проектирование. Мы уверены, что успеем подготовиться к 2012 году. Проведем АТЭС достойно».
Надо полагать, что не для проверки слов главы края зачастил во Владивосток Игорь Шувалов. Как сообщил «НГ» пресс-секретарь ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» Александр Огневский, сегодня зампред правительства осмотрит объекты энергетики. Кстати, сейчас Ростехнадзор проверяет соблюдение требований безопасности на предприятиях «большой энергетики» Дальнего Востока. Будут проинспектированы и МЭС Востока (магистральные энергетические сети) – филиал ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», в том числе и его структурное подразделение Приморское МЭС. До 2012 года во Владивостоке должны быть построены и реконструированы 24 объекта энергетики, необходимых для адекватного энергопотребления и нормальной работы объектов саммита АТЭС. Иначе освещение моста на остров Русский закончится при въезде на сооружение.
Предполагается, что Игорь Шувалов коснется также перевода финансирования объектов саммита на специальные банковские счета. Впрочем, другой источник «НГ» в «Дальневосточной дирекции Росстроя» выразил недоумение по этому пункту визита. Сейчас деньги на строительство моста на остров Русский, где и пройдет форум, идут целевым назначением и перечисляются через территориальное представительство Федерального казначейства. В ведомстве предполагают, что, возможно, идея банковских спецсчетов возникла после недавнего визита во Владивосток главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина. Это может понадобиться, к примеру, для ритмичности денежных поступлений.
И все же каждый приезд Игоря Шувалова вызывает у приморцев оправданные опасения. Так уж совпадает, что после февральского, почти инкогнито, визита главного куратора строек АТЭС бюджет саммита сократили на 15%. После мартовской ревизии VIP-чиновником приморцев лишили не только мостовой эстакады через полуостров Де-Фриз, но и театра оперы и балета, а также медицинского центра. Приморцы опасаются, как бы и сейчас статьи саммита не были вновь пересмотрены. Общеизвестно, что правительство, озабоченное дороговизной строек во Владивостоке и Сочи, вводит новую нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок ценообразования в строительстве. И, что немаловажно для столицы Приморья, документ имеет яркую антикоррупционную направленность.
Впрочем, на строительстве моста через пролив Босфор-Восточный уже найдена возможность сэкономить. Сергей Степашин, проверивший стройки АТЭС в начале мая, напомнил, что в результате перерасчета, проведенного по рекомендации контрольного ведомства после проверки в ноябре 2008 года, было сэкономлено 62 млн. руб. Теперь сэкономить поможет каменный карьер на острове Русский в бухте Труда. В общем, здравый смысл и проверяющие сэкономят для бюджета страны только на строительстве мостового перехода до 125,6 млн. руб. Еще 7 млрд. руб. будут сэкономлены за счет снижения стоимости строительных материалов.
Несмотря на объяснимый оптимизм одних чиновников, другие все же находят в развитии событий слабые звенья. Гендиректор ОАО «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» Виктор Корочин на заседании краевого парламента открыто пожаловался на нерасторопность чиновников. Его предприятие до сих пор не может начать строительство большинства дорог, являющихся объектами саммита. Из-за того, что до сих пор не проведены торги и аукционы, работы идут только на мостах через бухту Золотой Рог и на остров Русский. «Даже если провести торги немедленно, заказчики смогут приступить к работе к июлю, а это значит, что строить мы сможем только в четыре месяца», – посетовал Виктор Корочин.
Впрочем, частые визиты проверяющих при условии выделяемых краю Центром огромных средств экспертов не настораживают. Тем более что Игорь Шувалов карьерой отвечает перед руководством за удачное завершение грандиозного проекта во Владивостоке. «Из-за развивающегося кризиса возможна очередная корректировка проекта и его стоимости», – сказал «НГ» социолог Игорь Саначев. – Обжегшись на финансовой поддержке банков, направивших выделенные правительством деньги не на кредитование бизнеса, а на покупку валюты, правительство будет теперь с большим рвением контролировать средства для саммита». Эксперт при этом замечает, что для проведения недавнего форума в Хабаровске, на котором Россия разговаривала с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском экономическом регионе, были выделены несопоставимо меньшие суммы, но мероприятие прошло на достойном уровне.
Владивосток