У моста через бухту еще нет даже опор, а чиновники уже рассказывают об уникальном покрытии будущего сооружения.
Фото ИТАР-ТАСС
Возводящая мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке «Тихоокеанская мостостроительная компания» («ТМК») в очередной раз перенесла открытие дорог в районе фуникулера, где строится подъездной тоннель к будущему мосту. Впервые жители столицы Приморья обрадовались дорожным пробкам из-за перекрытых стратегических дорог в центре города. Если проезд не открывают, значит, стройка продолжится.
Панику в связи с перспективами «стройки века», как в Приморье называют мост на мыс Чуркин, вызвали у граждан выводы министра регионального развития РФ Виктора Басаргина, предложившего премьер-министру Владимиру Путину пересмотреть расходы на подготовку к саммиту АТЭС 2012 года (см. «НГ» от 21.11.08). После визита во Владивосток министр посчитал некоторые вложения неразумными. Возникший дефицит средств в 65 млрд. руб. (25 млрд. руб. по транспортной и 40 млрд. руб. по энергетической инфраструктуре) Виктор Басаргин предложил минимизировать до 25 млрд. руб. за счет «технических решений». В качестве примера экономии министр привел отказ от строительства тоннеля, что вернет казне 12 млрд. руб.
Приморцы знают только об одном тоннеле, который строители «ТМК» роют несколько месяцев. Снесено несколько многоэтажных жилых домов, киосков, вырыт огромный котлован, часть его забетонирована┘ Выходило, что на многолетней мечте горожан вновь поставлен крест. Чтобы успокоить народ, заместителю ФГУП «Дальневосточная дирекция Росстроя» Виктору Мяснику пришлось срочно собирать пресс-конференцию и объяснять, какой тоннель имел в виду глава Минрегионразвития. По словам Мясника, в 2007 году строительство объектов саммита во Владивостоке оценивалось в 202 млрд. руб., к концу 2008 года сумма увеличилась на 65 млрд. Экономить, по словам чиновника, строители будут на «дополнительных» объектах. Мясник пояснил, что крест будет поставлен не на тоннеле под фуникулером, который относится к основным объектам, а на тоннеле под водохранилищем близ города Артема. Вместо него будет построена объездная дорога. Чтобы окончательно вселить оптимизм в горожан, генеральный директор «ТМК» Виктор Гребнев рассказал об уникальном покрытии будущего моста через бухту: бетон, замешанный хотя и на морозе, но по новым технологиям и на передвижном бетонном заводе прямо на стройплощадке, не будет крошиться весной.
«В рамках улучшения инфраструктуры Владивостока к саммиту АТЭС предусмотрено строительство автомагистрали на Русский остров. Проектировщик – Хабаровский филиал «ГипроДорНИИ» разработал проект, предусматривающий создание тоннеля на участке полуострова Де-Фриз. Этот тоннель – глупая затея, но понятно желание проектировщика сделать объект дороже, – пояснил «НГ» ситуацию член-корреспондент Российской академии архитектурных и строительных наук, профессор Валентин Аникеев. – Возвести эстакаду можно в альтернативном, но более дешевом варианте».
Впрочем, эксперт уверен, что сэкономить можно было не только на тоннеле и коттеджах для VIP-персон, но и на самом мостовом переходе через Золотой Рог. После разразившегося экономического кризиса и очередного витка «оптимизации средств» на саммит противники одобренного моста вновь достают с полок его отвергнутые варианты и припоминают, что окончательного решения о проекте мостового перехода через залив так и не было принято. «Если соизмерять затраты и эффективность, то мост через бухту Золотой Рог в принятом варианте за 18 миллиардов рублей не нужен городу, – считает Аникеев. – Я говорил губернатору Сергею Дарькину, что Владивостоку хватило бы низководного моста в пять раз дешевле, при этом по нему жители с мыса могли бы за 10 минут добираться до центра. Но губернатор рассудил так: ничего лишнего у города не бывает». Впрочем, экономить на этом объекте глава Минрегионразвития, похоже, не собирается.
Владивосток