Госкомпания «Ростехнологии» и ОАО «АвтоВАЗ» создают холдинг, который будет способен производить 40% автокомпонентов в России. Во главе проекта, как объявил глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, решено поставить члена правления РАО «ЕЭС России» Владимира Аветисяна. Под его руководством будет сформирована команда менеджеров из ныне прекратившего свое существование ведомства Анатолия Чубайса. В ближайшее время планируется разработать стратегию создания холдинга и его дальнейшей деятельности. Она, по словам Чемезова, основана на базе тесной связи с иностранным инвестором, в роли которого выступает французская компания Renault.
27 июня в Тольятти прошло заседание акционеров вполне успешного предприятия российской промышленности «АвтоВАЗ». Как объявил журналистам глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, его ведомство и «АвтоВАЗ» планируют создать холдинг по производству автокомпонентов. Новую структуру возглавит известный самарский бизнесмен, бывший сподвижник Чубайса, член правления РАО «ЕЭС России» Владимир Аветисян. По мнению экспертов, это назначение и появление в окружении Чемезова будущего главы «Автокомпонентов» можно вполне рассматривать как заявку на пост потенциального кандидата в губернаторы Самарской области.
По словам Чемезова, стратегия развития холдинга по производству автокомпонентов будет разработана в ближайшее время. Сегодня она подразумевает модернизацию существующих предприятий отрасли и создание новых мощностей, в том числе с иностранными партнерами. Создание новых производств будет происходить в условиях организации совместного сборочного производства с французским концерном Renault. Испытывающий определенные трудности на мировом автомобильном рынке концерн тем не менее за миллиард долларов в этом году купил основную часть акций российского предприятия.
Специалисты считают, что союз ведущего автозавода с новым иностранным собственником был необходим для того, чтобы сократить издержки по производству автомобильных деталей. По мнению экспертов, «сильный административный ресурс «Ростехнологий» позволит холдингу потеснить на рынке автокомпонентов действующих игроков». Вхождение Владимира Аветисяна в компанию Чемезова может серьезно повлиять на политическую ситуацию в Самаре.
Как сообщил Сергей Чемезов, в 2010 году ОАО «АвтоВАЗ» начнет производить пяти- и семиместные универсалы и легкие коммерческие автомобили. Несмотря на то что новые российские автомашины будут построены на платформах компании Renault, на их капотах будет стоять марка «Лада». Предложение об организации сборки семиместных универсалов Logan MCV на конвейере в Тольятти поступило от Renault в апреле 2008 года. Это было обусловлено нехваткой производственных мощностей на заводе «Автофрамос», который является собственностью французов в российской столице.
По заявлению президента «АвтоВАЗа» Бориса Алешина, вверенное ему предприятие будет производить 1,4- и 1,6-литровые двигатели по лицензии французского автопроизводителя. Для этого, по его словам, российской компании необходимо «сформировать бизнес-план развития предприятия на период 2009–2012 годы», который в настоящее время находится в стадии разработки. Кроме того, ОАО «АвтоВАЗ» предполагает расширить свои производственные мощности в России и в некоторых странах СНГ. Он также отметил, что уже есть «конкретные интересные предложения в Казахстане, Украине, Белоруссии».
Несколько ранее Алешин уже говорил о разработке совместной с компанией Renault инвестиционной программы, рассчитанной на 2009–2012 годы. В соответствии с ней на развитие ОАО «АвтоВАЗ» планируется израсходовать 3 млрд. долл. Эти средства позволят увеличить производственные мощности практически на 33%. Россия обновит модельный ряд национальных автомобилей и будет производить до 1,2 млн. машин в год.
Прозвучали в Тольятти вопросы о том, что теперь будет с КамАЗом. Не так давно в прессе появились сообщения и о том, что компания «Тройка Диалог» ведет переговоры о продаже принадлежащего ей пакета акций ОАО «КамАЗ». Однако ее руководство поспешило выступить с опровержением этих свидетельств. «Ряду заинтересованных зарубежных компаний-автопроизводителей действительно были направлены письма с предложением сделать заявки на приобретение пакета. При этом, однако, речь не идет о формировании шорт-листа либо фактическом начале переговоров с кем-либо из потенциальных приобретателей», – прозвучало в заявлении руководства.
Однако, как заявляет пресса со ссылкой на свои источники, «Тройка Диалог» хочет продать блокирующий пакет акций КамАЗа некоему стратегическому инвестору, и соответствующие предложения уже направлены ведущим иностранным автоконцернам. Среди них такие известные корпорации, как Volvo, Iveco, Daimler, MAN, Scania, DAF и некоторые другие. В этих предложениях обрисованы все возможные схемы сделки, а также высказано предложение о представлении этими компаниями своих соображений по оценкам возможной стоимости контракта. Сумма выставленного на продажу пакета акций КамАЗа не раскрывается.
В настоящее время, если ориентироваться на данные РТС, цена блокирующего пакета акций КамАЗа составляет 1,03 млрд. долл. По некоторым данным, «Тройка Диалог» рассматривает возможность объединения КамАЗа с Минским автозаводом (МАЗ). Как утверждают журналисты, сегодня Лукашенко якобы сделано предложение обменять контрольный пакет МАЗа (50% плюс 1 акция) на пакет КамАЗа, размер которого может быть определен независимым оценщиком.