Совет директоров «Транснефти» вчера выступил против переноса сроков введения в действие первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Это решение не означает, что компания нашла способ ускорить строительство и тем самым избежать срыва сроков сдачи. В «Транснефти» решили, что не вправе менять сроки ввода самостоятельно, так как вопрос находится в компетенции правительства. Тем более что отсрочка со сдачей приведет к удорожанию проекта как минимум на 1 млрд. долл.
«Совет директоров счел, что не в его компетенции изменять сроки ввода, определенные решением правительства, и вернуться к рассмотрению вопроса о сроках теперь решено в первом квартале 2008 года», – заявил вчера Интерфаксу по окончании заседания совета директоров «Транснефти» источник в компании.
Первые сообщения о том, что «Транснефть» не укладывается в графики и готовится сдвинуть сроки введения в строй первой очереди ВСТО на один год, появились на лентах информагентств еще в минувшую пятницу. По словам источника Интерфакса в одном из профильных ведомств, соответствующее предложение компания направила в Минпромэнерго. «Есть определенная технология строительства: если к сентябрю 2008 года нефтепровод ввести не получится, следующий возможный срок – сентябрь 2009 года, не позже», – отметил источник. По его словам, необходимые испытания оборудования трубопровода возможны только при положительном температурном режиме, который заканчивается в забайкальском регионе именно в сентябре.
22 ноября правление «Транснефти» констатировало, что отставание строительно-монтажных работ от графика происходит на трети трассы ВСТО. Тогда глава компании Николай Токарев заявлял о возможной отсрочке ввода системы на три–четыре месяца. Однако руководитель Минпромэнерго Виктор Христенко тогда же заявил, что правительство пока не планирует пересматривать сетевой график строительства первой фазы ВСТО. В то же время президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, через республику которого проходит часть трассы, не исключил, что первая очередь ВСТО может быть введена в строй на шесть месяцев позже установленных сроков.
Перенос сроков окончания строительства значительно увеличит стоимость и так резко подорожавшего за последние годы проекта. Первоначально, в 2004 году, «Транснефть» планировала потратить на строительство первой очереди ВСТО около 6,6 млрд. долл. Затем, после того как в апреле 2006 года президент Владимир Путин потребовал отдалить маршрут трубопровода от Байкала, что удлинило его примерно на 10%, смета проекта была увеличена до 11,2 млрд. руб. На удорожании сказался и пересмотр валютных курсов. В начале декабря замдиректора департамента государственной энергополитики Минпромэнерго Владимир Саенко заявил, что стоимость нефтепровода составит 12 млрд. долл. В августе «Транснефть» сообщила, что Главгосэкспертиза подтвердила обоснованность затрат на первую очередь ВСТО на еще более высоком уровне – 12,5 млрд. долл.
По мнению опрошенных «НГ» аналитиков, пересмотр сроков введения трубопровода в действие неизбежно приведет к еще большему удорожанию проекта – примерно на 10–20%.
«Впрочем, смета проекта может вырасти и без переноса сроков – рост примерно на 20% вполне ожидаем, так что в итоге стоимость первой очереди может обойтись в 15 миллиардов долларов, – считает аналитик «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин. – Если же сроки будут передвинуты, то от этого пострадает прежде всего сама «Транснефть», поскольку будет получать доходы позже, а также российские нефтяные компании, такие как «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и т.д. Выиграет, пожалуй, только РЖД, которая по-прежнему будет поставлять нефть в железнодорожных цистернах».
В свою очередь, директор департамента организации крупных сделок «2К Аудит – Деловые консультации» Михаил Фельдман полагает, что в случае удлинения сроков на один год стоимость трубопровода может вырасти примерно на 10%. «Это при условии, что инфляцию удастся удержать в запланированных рамках, – поясняет эксперт. – Помимо инфляции на удорожание трубопровода влияет и рост оплаты труда: подрядчик вновь встретится с трудностями по привлечению специалистов за цену, предусмотренную в смете». По мнению Фельдмана, удорожание проекта, которое может произойти в случае переноса срока ввода, может привести впоследствии к увеличению тарифа на прокачку по ВСТО нефти.