Представители Форума стран – экспортеров газа высказались вчера за дальнейшее укрепление сотрудничества между странами-участницами, однако не пошли по пути превращения ФСЭГ в формальный картель. Идея картеля не прошла, так как даже сами ее инициаторы пришли к выводу, что рынок к ней пока не готов. В очередном заседании форума, состоявшемся в столице Катара, приняли участие представители 15 из 16 стран, участвующих в его работе. При этом на пять стран – Россию, Иран, Катар, Венесуэлу и Алжир – приходится 72% мировых запасов природного газа и 42% его добычи.
В эксклюзивном интервью «НГ» министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил, что слово «картель» – это то, что все журналисты больше всего хотели услышать и от него, и от представителей всех остальных стран – экспортеров газа, собравшихся вчера в Дохе. «Что бы я ни говорил, что бы ни говорили мои коллеги, в результате интерпретации это начинает выглядеть только как газовый картель», – сказал он. По словам Христенко, речь идет не только о согласовании цен, но и о реализации инфраструктурных проектов и обсуждении других вопросов, представляющих общий интерес для сторон в условиях глобализации рынков энергоносителей.
«В ближайшие две недели начнется формирование Комитета высокого уровня под руководством России как страны, принимающей форум в будущем году, – сказал Христенко. – Мы думаем, что этот комитет будет на уровне заместителей министров или директоров департаментов. Именно этот орган займется определением важнейших для форума вопросов и определением тем, которые могут стать содержанием следующей министерской встречи».
Как разъяснил Христенко, у форума на министерском уровне есть неформальный исполком, который на практике не обеспечивает нужды организации. Поэтому комитет будет решать и то, насколько нынешняя организационная форма форума приемлема для ее членов в условиях глобализации. «Если комитет придет к выводу о необходимости новых форм объединения, то он же выработает соответствующие предложения, которые, возможно, будут рассмотрены в будущем году в России или позже», – резюмировал министр в интервью «НГ».
Интересно, что накануне катарского заседания представители Венесуэлы и Ирана высказались в пользу превращения форума в картельную организацию, однако уже в самой Дохе министр нефти Ирана Казем Вазири Хамане, подтвердив заинтересованность Тегерана в этой идее, высказал мнение, что формирование картеля – дело долгое. Министр электрификации и энергетики Египта Самех Фахми вообще считает, что предложение о создании картеля «не является хорошей идеей» и «мир не готов к созданию такой организации». По его словам, «никто не знает цен на газ». В ходе встречи какие-либо документы в пользу создания картеля не рассматривались и не подписывались.
Главной причиной сдержанного отношения к предложениям о создании картеля большинство участников заседания называют неприспособленность рынка – экспорт природного газа в мире ведется в основном по трубопроводам и на базе соглашений долгосрочного характера. В то же время отмечалось, что лишь такая форма торговли, как экспорт сжиженного природного газа (СПГ), может способствовать формированию газового рынка. В настоящее время лидером по экспорту СПГ является Катар.
Вместе с тем организатор встречи премьер-министр Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани высказался за укрепление сотрудничества стран – экспортеров газа, не предлагая какого-либо формального соглашения.