Вчера шесть крупнейших российских торговых сетей – «Евросеть», «Связной», «Эльдорадо», «М.видео», «Техносила» и «Мир» – предъявили ультиматум крупнейшему японскому производителю бытовой техники – компании Panasonic, пригрозив убрать всю его продукцию из своих магазинов. По словам представителей российских торговых сетей, выступить с резким заявлением их побудили факты незаконного ведения бизнеса японской компанией. «Политика Panasonic прямо противоположна действиям добросовестных участников рынка, – говорится в коллективном заявлении продавцов электроники. – Органы надзора зарегистрировали реальные случаи ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин, а также ввоза «серой» техники без соответствующих инструкций и документов». Особые нарекания, по словам ритейлеров, у них вызывает система торговли телефонными трубками стандарта DECT.
На специально созванной по случаю предъявления ультиматума пресс-конференции ритейлеры объявили, что «готовы объединиться и «пожертвовать сиюминутной коммерческой выгодой для установления на российском рынке правил, адекватных международным практикам». Правда, за рамками обсуждения остались истинные причины, которые побудили их сделать скандальное заявление. По словам экспертов, ритейлеры пытаются таким образом надавить на компании, готовые пойти на уступки недавно вышедшему на отечественный рынок крупному западному игроку ≈ немецкой розничной сети MediaMarkt. Приход этой сети в Россию сопровождался активной демпинговой политикой, в частности, в магазинах MediaMarkt отдельные товары Panasonic оказались дешевле, чем в других розничных сетях, что не могло понравиться другим торговым сетям.
По оценкам аналитиков, сейчас доля Panasonic на российском рынке только по DECT-телефонам составляет около 40%. А возможный мораторий на продажу японской техники в российских сетях может нанести компании потери примерно на 180–190 млн. долларов.
Скандал с Panasonic далеко не первый случай, когда российские продавцы пытаются оказать давление на иностранные компании. Однако этот эпизод может стать роковым для самих зачинщиков. Как сообщил в беседе с «НГ» представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев, коллективное выступление российских ритейлеров содержит в себе признаки нарушения статьи 11 (запрет на ограничивающую конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов) Закона «О защите конкуренции». В течение недели чиновники намерены встретиться со всеми участниками скандальной истории и вынести вердикт о возможности возбуждения дела против инициаторов письма. «Установление факта поставки «серого импорта» – прерогатива таможенной службы и суда. Предметом нашего интереса является совместное заявление и попытки координации совместной деятельности в отношении поставщика Panasonic, отметил Нижегородцев.
По его словам, уже были подобные ситуации, когда наши ритейлеры использовали СМИ как средство психической атаки и давления на партнеров и конкурентов. Он добавил, что ФАС со вчерашнего дня приступила к исследованию ситуации. Правда, первыми на беседу в антимонопольное ведомство пригласят «пострадавших» – MediaMarkt и Panasonic. «После них будем приглашать наших заявителей, чтобы окончательно прийти к выводу», –говорит Тимофей Нижегородцев.
В то же время, по мнению главы Союза потребителей России Петра Щелища, это заявление является позитивным фактом, так как «впервые на моей памяти крупнейшие участники рынка объединяются для публичного выражения своего неприятия поведения другого участника рынка». «Заявление показывает, что наши торговые сети вышли на новую стадию развития и что их бизнес требует легализации. Ведь ни для кого не секрет, что огромная часть продукции потребительского сектора – это «серый» импорт. Радует, что под влиянием внутренних и внешних факторов меняются и сами правила игры внутри рынка», – говорит Петр Щелищ.