В начале ноября в аэропорт Шереметьево прибыл самолет с необычным грузом. Ан-124 «Руслан» привез в Москву первые две из 10 мобильных газотурбинных электростанций, которые РАО «ЕЭС России» планирует использовать этой зимой для поддержания надежности столичной энергосистемы.
Москва и Московская область прочно удерживают за собой место в первой тройке регионов, где энергопотребление растет быстрее, чем в среднем по стране. Так, за 10 месяцев 2006 года потребность столицы в электричестве увеличилаь на 6,1%. Минувшей зимой в период сильных морозов Московская энергосистема работала на пределе своих возможностей. Московский регион побил исторический рекорд электропотребления еще советских времен – 16 200 МВт. К слову, это в 1,5 раза больше, чем потребляет такое немаленькое государство, как Казахстан. Ожидается, что грядущей зимой и этот рекорд будет побит, а потребности города в энергомощности превысят 16 400 МВт.
Подготовку к холодам столичные энергетики совместно с властями города начали еще весной. В мае мэр Юрий Лужков и глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс подписали соглашение по развитию столичной энергосистемы. Согласно этому документу в Московском регионе к 2011 году планируется построить электростанции мощностью 5800 МВт, 160 км магистральных сетей и реконструировать подстанции «Московского энергокольца». Все это позволит создать новый запас прочности региональной энергетики.
Однако строительство первых крупных энергоблоков удастся завершить не раньше, чем через два-три года. А пока Москва и область будут компенсировать растущее электропотребление перетоками из других регионов. Впрочем, в некоторых случаях это сделать непросто. Если в каком-то локальном узле потребление резко возрастает, а собственных генерирующих станций нет, велик риск перегрузки электросетей и их вывода из строя. В таких случаях предполагается использовать мобильные ГТЭС как временные источники дополнительной мощности.
Размещаться МГТЭС будут попарно на самых перегруженных подстанциях столичного региона. Первая установка уже проходит предстартовые испытания на подстанции «Дарьино» в Одинцовском районе Московской области. На очереди – подстанции «Павшино», «Передельцы», «Барвиха» и «Рублево». Мощность одной электростанции на колесах составляет 22,5 МВт. По меркам столичной энергосистемы – немного. Но этого достаточно, чтобы обеспечить светом около 2500 квартир, или 8–10 тыс. человек. ГТЭС будут включаться в работу зимой только в пики нагрузки на энергосистему – четыре часа утром и вечером. Всего они будут работать не больше 150 часов в год. Главная задача мобильных электростанций – снизить нагрузку на трансформаторы и сети и не допустить аварий. «Это своеобразная скорая энергетическая помощь», – отметил генеральный директор ОАО «МГТЭС» Олег Брагин. При необходимости электростанция на колесах в течение нескольких часов может быть переброшена в любую точку энергосистемы.
В основе мобильной электростанции – авиационная турбина производства американской фирмы Pratt&Whitney, «упакованная» в звукоизолирующий кожух. Впрочем, по словам представителя компании-производителя Олега Глины, от самолетного двигателя здесь осталось не более 50%. Дело в том, что к электростанциям, пусть и мобильным, предъявляются совсем другие, гораздо более высокие требования по воздействию на окружающую среду, уровню шума, экономичности.В пресс-службе ОАО «МГТЭС» подтвердили, что установки полностью соответствуют международным экологическим стандартам. «В соответствии с полученной от производителя документацией суточные выбросы в районах использования ГТЭС не превышают предельно допустимой концентрации, – отметил представитель компании Руслан Полушкин.– Однако, для того чтобы убедиться, что наши агрегаты соответствуют и российским экологическим требованиям, мобильные ГТЭС готовятся пройти необходимые экспертизы в России».
Мобильные электростанции давно получили прописку в 46 странах мира: Канаде, Бразилии, США, Германии, Великобритании, Израиле и многих других. Даже власти курортного испанского острова Ла-Пальма, где требования к охране окружающей среды крайне высоки, сделали свой выбор в пользу ГТЭС: собственных источников генерации на острове нет. Применяются мобильные ГТЭС и для поддержания надежного электроснабжения в ходе масштабных мероприятий: аналогичные установки работали во время проведения олимпийских соревнований в Турине и Афинах.
Карьера мобильных электростанций в России только начинается. Поговаривают, что интерес к ним проявляют в московском правительстве. Впрочем, не исключено, что после завершения своей миссии в столице электростанции на колесах будут переброшены в другие регионы. Например, в Краснодарский край, в город Сочи, который рассчитывает принять зимнюю Олимпиаду 2014 года.