В скором времени предприятия остро столкнутся с нехваткой качественной инфраструктуры. Эту проблему в ходе прошедшего в пятницу заседания президиума Госсовета поднял президент Владимир Путин. По его словам, «негативный опыт многих стран уже показал: экономический подъем можно планировать, многое делать для этого, но он может очень быстро упереться в потолок инфраструктурных ограничений – в нехватку нормальных дорог, низкую пропускную способность мостов и портов, если своевременно об этом не подумать».
Особенное недовольство президента вызвало состояние сети отечественных дорог. «Сеть наших российских дорог – одна из самых протяженных в мире, однако и по плотности, и по качеству дорожной сети мы пока отстаем от стран-лидеров», – отметил глава государства. По его словам, «лишь 20% территориальных автодорог соответствуют техническим нормам из-за плохих дорог, государство, национальная экономика несут серьезные убытки – до 6% ВВП страны в год, а более 12 млн. российских граждан до сих пор не могут круглогодично пользоваться автотранспортом».
В качестве одной из мер для улучшения ситуации президент предложил урегулировать земельные и имущественные отношения при строительстве и реконструкции дорог, а также четко регламентировать права и ответственность всех уровней государственной власти, местного самоуправления за состоянием и развитием автодорог. Он сообщил, что рабочая группа президиума Госсовета подготовила предложение о специальном федеральном законе «Об автомобильных дорогах».
Впрочем, опрошенные «НГ» аналитики не верят в возможность решения «дорожной проблемы» на уровне законодательства. Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Ростислав Мусиенко считает, что все крупные игроки сырьевого рынка давно уже решили проблему с инфраструктурой преимущественно за свой счет. «Нефтяникам и металлургам проще самим себе построить дороги, чем ждать этого от правительства. Что касается остальных сегментов экономики, то для них проблема остается. Особенно это касается тех отраслей, которые сейчас переживают бум, – различная розница, сегменты, ориентированные на потребительский рынок. Плюс ко всему из-за больших географических расстояний предприятия ограничены в региональной экспансии», – отмечает Мусиенко, добавляя, что «из-за процветания коррупции в этой сфере одних законодательных инициатив явно мало».
В свою очередь, экс-председатель комитета Госдумы по экономической политике Валерий Драганов считает, что размер упущенной выгоды от несовершенства транспортной инфраструктуры может достигать в России одной трети ВВП. «Кроме того, есть некий мультипликационный эффект данной проблемы, – отмечает Драганов. – Россия сегодня – страна, где люди не могут общаться. Жители небольших городов транспортно оторваны от происходящих процессов: они не знают, что происходит в столице, как и в столице слабо себе представляют, что происходит в провинции. Экономический ущерб от такого положения дел огромен, вот только подсчитать его невозможно».