Семен Вайншток в поиске новых рынков.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера компания «Транснефть» начала проведение очередных общественных слушаний в регионах, по территории которых предполагается прокладывать нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Об этом заявил вице-президент компании Сергей Григорьев. По его словам, слушания пройдут в рамках разработки одного из разделов ТЭО проекта – воздействие на окружающую среду – и займут два месяца. После этого «Транснефть» отдаст материалы на экспертизу в профильные министерства.
Напомним, что процедуру согласования проект проходит уже не первый год. В прошлом году ВСТО наконец получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы. В конце декабря 2004 года председатель правительства Михаил Фрадков подписал распоряжение о проектировании и строительстве нефтепровода, а в апреле текущего года министр промышленности и энергетики Виктор Христенко выпустил приказ «Об определении этапов строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан». Однако это не помогло «Транснефти» поставить точку в многочисленных разговорах об экономической целесообразности и экологической безопасности проекта.
В начале текущего месяца Хабаровский районный суд признал недействительным полученное в прошлом году положительное заключение государственной экологической экспертизы в связи с несоответствием природоохранному законодательству. Противоречащими закону признаны также решения Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (ФСЭТАН) об организации и проведении государственной экологической экспертизы проекта ВСТО. «Транснефти» придется начать процедуру согласования проекта по второму кругу с учетом результатов начавшихся вчера общественных слушаний.
Основной точкой преткновения между нефтяниками и экологами стал маршрут будущего нефтепровода. Запланированная «Транснефтью» трасса проходит прямо по территории Байкальского участка Всемирного природного наследия, в непосредственной близости от побережья Байкала по трассе БАМа и ключевого компонента экосистемы Северного Байкала – дельт рек Верхняя Ангара и Кичера. Экологи запротестовали, и в 2003 году Министерство природных ресурсов РФ утвердило приказ, согласно которому проект «Транснефти» получил отрицательное заключение Государственной экологической экспертизы. После этого трассу нефтепровода отодвинули севернее. Новый вариант маршрута проходил по труднодоступной, горной местности, вдали от инфраструктуры БАМа. Это значительно увеличивало как расходы компании, так и сроки строительства трубопровода, и «Транснефть» решила вернуться к предыдущему варианту. На выпады экологов компания отвечает, что паниковать пока преждевременно, ведь окончательный маршрут нефтепровода пока не утвержден, работа над выбором варианта трассы продолжается и мнения ученых обязательно будут учтены.
Впрочем, скорее всего экологам строительство нефтепровода не предотвратить. Во-первых, появление крупных инвестиционных проектов с государственным участием усилит позиции власти в восточных регионах страны. Во-вторых, строительство нефтепровода позволит нефтяникам снизить загрузку действующих нефтепроводов, которые, по словам главы «Транснефти» Семена Вайнштока, на сегодняшний день загружены сверх меры. Кроме того, строительство ВСТО позволит нефтяникам выйти на принципиально новые, перспективные рынки сбыта. «Сейчас почти вся российская нефть экспортируется на Запад, преимущественно в Европу, и этот рынок перекормлен, – сказал президент «Транснефти». – На Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня приходится около 30% мирового потребления нефти. Это очень перспективный рынок».