Вчера окончательно определился единственно возможный способ доступа России на новые рынки энергоносителей. Его обозначил посол США Александр Вершбоу. Выступая на организованном Центром стратегических разработок семинаре по сжиженному природному газу (СПГ), он заявил, что для выхода отечественных компаний на американский рынок СПГ Россия должна гарантировать доступ американских компаний к своим запасам газа на длительный срок. То есть разрешительная формула звучит так: «рынок в обмен на запасы». Эксперты отмечают, что это может быть реакцией на попытку властей ограничить доступ иностранных инвесторов к стратегическим месторождениям, приняв новую редакцию закона «О недрах».
Несколькими днями ранее по указанной схеме было заключено соглашение между «Газпромом» и немецким концерном BASF, по которому Германия участвует в строительстве Северо-Европейского газопровода, открывающего новые экспортные возможности для России, и получает доступ к нашим месторождениям. Есть похожие соглашения с немецким же концерном E.ON. На тех же принципах ведутся переговоры по обмену активами между «Газпромом» и англо-голландским концерном Royal Dutch/Shell – российская компания делится участием в разработке одного или двух месторождений, а Shell отдают долю в своих сахалинских проектах, которые дают выход на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Американская компания ConocoPillips в прошлом году приобрела 7-процентную долю в «ЛУКОЙЛе» и тот же доступ к месторождениям. Французская компания Total хочет купить долю в крупнейшем российском независимом производителе газа НОВАТЭКе.
Американских компаний, которые скорее всего станут партнерами «Газпрома» по СПГ, очевидно, будет две. Это ExxonMobil и ChevronTexaco. С ними предварительные переговоры уже проведены. Стоит отметить, что обе корпорации значительно превосходят «Газпром» по своим размерам, как, впрочем, и Shell, что делает их переговорные позиции весьма прочными. Немецкие фирмы в принципе сопоставимы с отечественным монополистом.
Российские эксперты ситуацию драматизировать не склонны. «Здесь есть как раз опасность того, что будет чрезмерно ограничен доступ в Россию западных компаний, – считает аналитик компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. – Нам нужно подождать несколько дней, когда Министерство природных ресурсов опубликует поправки к закону о недрах, где и будут изложены основные принципы отнесения месторождений к стратегическим запасам. Тогда и можно будет сказать что-то более определенное о позиции российского правительства. А пока налицо острая борьба всех заинтересованных сторон – и правительств, и компаний».
Главные вопросы, которые волнуют всех, – каким образом будет все же окончательно регламентирована регистрация западных добывающих компаний в России и каким образом будет обеспечен доступ к стратегическим запасам миноритарных акционеров (таких, например, как ConocoPillips). «Но можно сказать определенно, – продолжает Валерий Нестеров, – что проект закона о недрах – это шаг вперед в решении споров в вопросах недропользования. Ведь основные запасы (10%) уже розданы и поделены в подавляющем большинстве случаев между российскими компаниями. И скорее всего закон будет защищать прежде всего их интересы. Так что я не вижу никакой угрозы потери контроля над отечественными месторождениями».
«Естественно, инвестор – и я здесь стою полностью на стороне инвесторов – будет вкладывать деньги туда, куда выгодно ему, а не туда, куда ему предлагают, – отмечает руководитель экспертно-аналитического отдела компании «ИМА-консалтинг» Андрей Вильде. – Поэтому здесь идет чистая борьба за рынок, когда каждая сторона использует все возможные ресурсы. Дело в том, что в проекте закона о недрах явно сработали лоббистские ресурсы наших нефтегазовых компаний. Соответственно иностранные компании оказались в крайне неблагоприятных для них условиях – им достались невыгодные месторождения, которые тем не менее без них мы никак не можем осваивать ни по деньгам, ни по технологиям. Это, кстати, признает и «Газпром», когда речь идет о перспективах разработки Штокмановского месторождения. Западные компании нашли способ недвусмысленно выразить свое недовольство, и в этих условиях заявление Путина (о сотрудничестве с немецкими компаниями. – «НГ») демонстрирует тот новый формат партнерства, которое устраивает российскую сторону при освоении иностранцами отечественных месторождений».