Возможно, на этой неделе глава компании «Роснефть» Сергей Богданчиков созовет пресс-конференцию, на которой объявит о планах превращения скромной до нынешнего момента госкомпании в крупнейшего нефтедобытчика и экспортера черного золота. Пока же «Роснефть» продолжает сливаться с «Газпромом», но этот процесс все больше напоминает заверения ЮКОСа и «Сибнефти» годичной давности, что «объединение идет по плану», когда уже было понятно, что развод неизбежен.
В минувшую пятницу министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил, что планы по объединению «Роснефти» и «Газпрома» остаются без изменений. Спустя некоторое время Федеральная антимонопольная служба одобрила приобретение «Роснефтью» «Байкалфинансгруп» – эта компания купила на аукционе «Юганскнефтегаз» за 9,35 млрд. долл. Остается неизвестным, кто создал эту компанию, название которой даже президент РФ Владимир Путин вспоминает с трудом – уверяя при этом, что ее учредителями являются «добропорядочные физические лица».
Но, кто бы ни были эти физические лица, свою работу они выполнили – «Юганскнефтегаз» становится активом создаваемой государственной супермонополии, при этом юридические риски, связанные с обращением ЮКОСа в американский суд, минимизируются. По словам Виктора Христенко, процесс объединения «Газпрома» и «Роснефти» идет по плану и завершится в январе 2005 года. «Никаких изменений в процессе объединения не произошло», – сказал он. По словам министра промышленности и энергетики, финансовый план и инвестиционная программа «Газпрома» будут рассмотрены уже после окончания процедуры объединения с «Роснефтью».
При этом вероятно, что переоценка «Роснефти» с учетом доставшегося ей «Юганскнефтегаза» проводиться не будет. Это косвенно подтверждает мнение аналитиков, что деньги на покупку актива (напомним, за него нужно заплатить еще 7,65 млрд. долл.) даст скорее всего «Газпром» – только в этом случае схема объединения компаний может остаться прежней. Однако проблема оценки активов все-таки остается.
На сегодня из двух оценщиков – Morgan Stanley и DrKW – работу завершил только первый. При этом Morgan Stanley оценил «Роснефть» в 7–8,5 млрд. долл. Если прибавить к этому еще и «Юганскнефтегаз», то стоимость компании увеличивается более чем вдвое, и 10,7% акций «Газпрома», которые планировалось обменять на 100% «Роснефти», явно не хватит для этой сделки. В «Газпроме» считают, что стоимость «Роснефти» не изменится и слияние состоится по намеченному плану. «Стоимость «Роснефти» увеличилась на активы «Юганскнефтегаза», но уменьшилась на кредиты, которые ей придется взять для его покупки, а также на юридические риски, связанные с владением этим активом», – отмечают в газовой монополии.
Правда, по мнению аналитиков, вопрос «станет ли «Роснефть» частью Газпрома»?» все еще открыт. Возможно, отмечают эксперты, власти откажутся от планов создания нефтяной монополии на базе «Газпрома», а сделают ставку на «Роснефть». Впрочем, в последнее время все легко могли убедиться, что планы чиновников меняются очень быстро и предугадать следующий шаг практически невозможно.