0
921
Газета Экономика Интернет-версия

17.11.2004 00:00:00

«Мы хотим быть свободными людьми в свободной стране»

Тэги: рспп, съезд, путин, бизнес, сотрудничество


рспп, съезд, путин, бизнес, сотрудничество Олег Киселев спросил у Путина, когда политические декларации начнут подкрепляться конкретными экономическими шагами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

ХIV съезд РСПП удался. Хотя бы потому, что с его трибуны были сделаны концептуальные заявления Владимира Путина о новых акцентах в диалоге бизнеса и власти. Президент произнес слова, которые от него давно ждало бизнес-сообщество, – хотя ничего экстраординарного в них не было. Путин подтвердил незыблемость итогов приватизации и констатировал необходимость защиты прав собственности – не в меньшей степени, чем защиты государственных интересов. Президент призвал чиновников уменьшить вмешательство в дела бизнесменов и прекратить поборы. Из речи главы государства прямо вытекало, что предприниматели не являются классом, пораженным в правах, более того, они считаются равноправными партнерами государства. Бизнесмены не скрывали радости по поводу услышанного. Слово «ЮКОС» в этой аудитории ни разу не прозвучало.

Я поинтересовалась у одного крупного российского бизнесмена, поднимают ли они эту тему хотя бы в личных беседах. «Понимаешь, чего уж там голову посыпать пеплом. Говорить надо, когда ты можешь как-то повлиять на события», – объяснял мне позицию бизнеса известный олигарх, просивший на него не ссылаться.

Вообще, представители бизнес-сообщества были, как никогда, скупы на комментарии. Тихо «на ушко» один из крупных российских предпринимателей рассказал мне, что не ожидает от съезда ничего: «А что можно ожидать от съезда или вы Советский Союз уже забыли?»

«Здесь самыми счастливыми выглядят те, кого не узнают журналисты», – не без юмора заметила моя коллега. Один из тех, кто явно не попадал в число счастливчиков, был управляющий директор компании ТНК-BP Виктор Вексельберг. «Государство начинает проверку нефтяных компаний. Не думаете ли вы, что судьба «ЮКОСа» может ожидать и других нефтяников?» – этот длинный вопрос я пыталась задать знаменитому приобретателю яиц Фаберже, который в это время быстрыми шагами ускользал от меня в сторону президиума. «Идет плановая, штатная работа налоговых органов», – бросил мне на ходу Вексельберг. Увидев мои не совсем удачные попытки догнать известного коллекционера, Вольский по-отечески сказал последнему: «Она что, у тебя яйца пытается отобрать?»

Как теперь принято говорить в Кремле, к началу мероприятия президент успел как раз вовремя. Просто без него оно начаться никак не могло. Вольский представил весь президиум, почему-то забыв про руководителя «Интерроса» Владимира Потанина и вице-президента РСПП Игоря Юргенса. А затем «с большим удовлетворением» передал слово Владимиру Путину. Президент обрисовал участникам съезда основные задачи, которые ставит государство перед бизнесом (см. выдержки из выступления).

В ответном слове руководитель РСПП напомнил главе государства, что «бизнес нельзя «построить» по той же схеме, по которой могут быть «построены» бюрократы. Пожалуй, это было самым острым моментом его спича. «Что мешает бизнесу сегодня развивать экономику? – задавался вопросом Вольский. – Прежде всего нечеткость, незавершенность и непоследовательность реформ». Неправильно думать, что глава РСПП имел в виду реформы в политической сфере. Все дальнейшая критика была связана исключительно с деятельностью правительства. Именно Белому дому припомнил Вольский провалы в административной, налоговой и пенсионной реформах. И Путин отчасти с ним согласился.

Председатель совета директоров компании «Ренессанс Капитал» Олег Киселев был гораздо более категоричен в заявлениях и оценках. «Мы не можем составлять бизнес-планов, основываясь только на политических декларациях, – говорил Киселев. – Когда политические декларации начнут подкрепляться конкретными экономическими шагами?» Бизнесмен припомнил и даже процитировал прошлогоднее заявление Путина об отказе от выкупа земли под приватизированными предприятиями. «Какое еще политическое решение необходимо, чтобы сделать этот процесс необратимым?» – задавал риторический вопрос руководитель «Ренессанс Капитала». А закончил выступление Киселев словами, которые вряд ли можно считать камешком, брошенным только в правительственный огород: «Мы хотим быть свободными людьми в свободной стране...».

Самой смелой оказалась руководитель Московского объединения промышленников и предпринимателей Елена Панина. Возможно, дополнительной уверенности придавало ей наличие мандата депутата Госдумы. «Термин «откат» пора вводить в нормативные документы о принципе выбора инвестиционных проектов», – заявляла с трибуны съезда Панина, поглядывая на Путина. Тот торопливо делал в своем блокнотике какие-то заметки. «Поистине кто-то у нас болен. Не знаю уж, голландской ли болезнью, но на голову уж точно», – этот пассаж касался вложения средств Стабилизационного фонда в ценные бумаги иностранных государств. Финальным аккордом был анекдот про несчастного судью, который взял 20 тыс. долл. с одного участника процесса, и 30 тыс. – с другого. «Отдай второму 10 тыс. сдачи и суди по совести!» – посоветовал ему старший товарищ.

Президент постарался ответить на все заданные и незаданные вопросы бизнеса. Его ремарки сопровождались бурными аплодисментами. Кто-то не выдержал нервного напряжения: в задних рядах оглушительно грохнулся стакан. «Что, уже выпивают?» – поинтересовался Путин. Шутка главы государства предпринимателям понравилась.

«На что вы обратили в речи президента особое внимание?» – пытала я руководителя АФК «Система» Владимира Евтушенкова уже после окончания первой части мероприятия. «На все, – отвечал мне главный ответственный за разработку промышленной политики в РСПП, быстро переводя разговор на другую тему. – Я вот все конспектировал, а Абрамов запоминал». «Я физтех закончил», – объяснил мне природу своего таланта руководитель «Евразхолдинга» Александр Абрамов. «Президент сегодня говорил о том, что бизнесу надо вкладывать деньги в Северный Кавказ. Будете ли вы вкладывать деньги в заведомо неприбыльные проекты просто потому, что государство считает это необходимым?» – спросила я выпускника физтеха. «Если неприбыльные, то не буду, – ответил мне бизнесмен, а потом счел необходимым добавить: – Да вряд ли президент предлагает заниматься заведомо неприбыльными проектами».

***

Приблизительно в то же время, когда президент говорил о незыблемости итогов приватизации, весьма симптоматичные заявления о природе российского бизнеса сделал на парламентских слушаниях в Госдуме заместитель генерального прокурора Владимир Колесников. «О какой демократии можно говорить, когда 85–90 процентов собственности находится в руках кучки людей, – констатировал представитель Генпрокуратуры. – При такой поляризации можем купить любого и назначить любого, что делалось в течение десятков лет, и получили разрушенную экономику и полуразваленное государство». Говоря о последних политических реформах, Колесников заметил: «Когда сейчас начали брать все в одни руки, начинаются разговоры о какой-то демократии и еще о чем-то с подменой понятий».

Из выступления Владимира Путина на съезде РСПП

«Бизнес должен привить себе привычку платить налоги, а не искать способы ухода от них. Налоги в казну платятся в общественных интересах, включая интересы самого бизнеса».

«Государство должно гарантировать незыблемость состоявшихся итогов приватизации и всемерную защиту частной собственности как одной из основ рыночной экономики. Чиновники же обязаны защищать частную собственность не меньше, чем государство».

«В самое ближайшее время следует создать правовую базу для совместной работы государства и бизнеса по приоритетным программам. И государство должно обеспечить стабильность условий работы частных инвесторов».

«Совместная работа государства и бизнеса не должна оборачиваться принуждением частного сектора к непроизводственным расходам и поборам. А такое еще довольно часто происходит и в центре, и в регионах... Там, где рынок уже демонстрирует свою продуктивность, вмешательство государства не просто излишне, оно вредно».

«В основе национального единства российского общества лежат чувство гражданского долга, инстинкт здорового патриотизма, ответственность за свою страну».

«Расследование крупных дел в сфере предпринимательства, включая налоговые, не должно рассматриваться как сигнал искать в каждом вновь созданном предприятии угрозу государственным интересам».

«С вашей стороны – ждем более высокой инвестиционной активности в социальных проектах, в науке, образовании. И в целом в развитии так называемого «человеческого фактора».

«Государство должно обеспечить стабильность условий работы частных инвесторов, включая рамки концессионных соглашений и гражданского оборота прав на интеллектуальную собственность».

«Его (предпринимательства) интересы государство будет поддерживать наравне с интересами учителей, врачей, студентов, ученых, наемных работников в промышленности и в сельском хозяйстве».

«Российский бизнес опережает государство, обладая передовыми технологиями в управлении, маркетинге, экспертизе, логистике и связи... Наша общая задача должна заключаться в том, чтобы консолидировать достижения, разрозненные сейчас по секторам российской экономики и науки, активнее инвестировать в «экономику знаний» и в конечном счете трансформировать такое точечное первенство в системную совместную работу».

«Жизнь и практика показывают, что даже инициаторы и авторы административной реформы не хотят выпускать из своих рук реальные функции управления, при этом нарушая те принципы, которые сами декларировали».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1242
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1108
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1315
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1243

Другие новости