«Экономика – такая вещь, которая на пожарные команды не реагирует, и делать выводы на основе сентябрьских результатов неправильно», – оправдывался вчера глава Минэкономразвития (МЭРТ) Герман Греф за снижение темпов роста ВВП. Напомним, директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач в очередной раз выразил обеспокоенность падением темпов промышленного роста в стране. По его оценке, рост составит по итогам года 6,5–6,7%, что ниже ранее запланированного уровня. При этом в третьем квартале 2004 года промпроизводство вообще не росло. «В настоящее время пауза роста промышленного производства выглядит достаточно резко», – заявил Клепач. К этой стагнации привели, по мнению представителя МЭРТа, замедление темпов роста экспорта нефти, сокращение капитальных вложений в нефтедобычe, а также неспособность некоторых отраслей экономики бороться с растущим импортом (эта неспособность во многом вызвана продолжающимся укреплением рубля). И хотя Андрей Клепач продолжает надеяться, что в следующем году этот спад удастся преодолеть, неправительственные эксперты сомневаются в том, что властям это удастся сделать. Эксперты говорят как минимум о надвигающемся затяжном застое, а некоторые прогнозируют масштабный экономический кризис в 2005 году.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что главной проблемой, которая может подорвать экономическое здоровье страны, является не отсутствие денег, как, например, в 1998 году, а их избыток. При этом наблюдается явная неспособность исполнительной власти создать условия для перераспределения средств в несырьевые сектора экономики.
Наша страна просто захлебывается в потоке нефтедолларов, а сырьевая игла для России грозит превратиться в настоящую иглу наркомана.
Весь текущий год на мировых рынках наблюдается постоянное повышение цен на нефть и газ, страна и ее компании получают огромные дополнительные доходы – объем золотовалютных резервов превысил 100 млрд. долл., а размер Стабилизационного фонда к концу года достигнет 17–18 млрд. долл., практически все нефтяные компании и «Газпром» увеличили экспорт, выручку и налоговые отчисления. В то же время темпы роста экономики постоянно замедляются. Как сообщил Андрей Клепач, темпы роста производства в третьем квартале замедлились примерно в 2,5 раза по сравнению с предыдущими периодами этого года. В августе и сентябре вообще был нулевой рост в промышленности. То же самое происходит и с инвестициями в основной капитал, темпы роста которых падают даже в самом богатом топливно-энергетическом комплексе.
При этом темпы инфляции превышают запланированные и, как честно признался глава Минэкономразвития Герман Греф, «накопленный рост цен в России в течение 2004 года составил 8,8%. При сохранении такой динамики те показатели роста цен, которые планировались в начале года, к концу года могут быть несколько превышены». По оценке МЭРТа, по итогам 2004 года инфляция в РФ может составить 10,5–10,8%. «Весь вопрос в том, насколько инфляция превысит запланированный уровень и за счет чего это произойдет», – отметил Андрей Клепач. Рубль продолжает укрепляться, делая невыгодным производство товаров внутри страны, зато стимулируя импорт. Одновременно с этим наблюдается отток капитала из страны, который может составить 10–15 млрд. долл. по итогам года. Банковский кризис и «дело ЮКОСа» вообще уже стали «визитной карточкой» властей в этом году.
Люди, в общем-то, реагируют на все это как обычно – перестают доверять властям и скупают доллары. Причем началась эта скупка не в июне, когда разразился банковский кризис, а в марте, когда прошли выборы президента, сменился кабинет министров и началась пресловутая административная реформа.
Внятных объяснений у правительства по поводу того, что происходит с экономикой, нет. В понедельник на встрече президента с министрами Германа Грефа не стали мучить этим вопросом. «Еще поговорим об этом», – сказал Владимир Путин, но его озабоченность прорвалась наружу: «Хотелось бы, чтобы анализ был более глубоким и содержал предложения». То, что с экономикой страны происходит что-то неладное, стало ясно после того, как правительственные экономисты хором заговорили о проблемах. Сначала резко выступил советник президента Андрей Илларионов, потом к нему присоединился Герман Греф, который начал активно проталкивать идею использования средств Стабилизационного фонда на финансирование инфраструктурных проектов (эта идея с радостью была подхвачена другими чиновниками и ведомствами, которые почуяли возможность «попилить» в своих интересах миллиарды долларов).
Неожиданными все эти проблемы выглядят лишь на первый взгляд. По мнению экспертов, правительство оказалось не готово к нынешней ситуации. У исполнительной власти просто нет четкой экономической политики и процессы в экономике происходит сами по себе. «Можно сказать об общем ухудшении инвестиционного климата. На это также влияет и «дело ЮКОСа», но самое главное – это фактическое исчезновение внятной экономической политики», – сказал «НГ» главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. По его мнению, из-за этого резко возросла неопределенность, и инвесторы стали избегать долгосрочных вложений. «Можно говорить о кризисе доверия», – констатирует он. Научный руководитель журнала «Эксперт» Александр Привалов еще более резок в своих оценках. Он вообще не видит реформ, которые якобы проводятся в нашей стране. Единственный процесс, который происходит, по его убеждению, – это «распилка ЮКОСа».
Ситуацию усугубляет административная реформа, которая фактически провалилась. Из-за паралельного существования старых и новых ведомств количество административных барьеров выросло, а скорость принятия решений и уровень ответственности чиновников так и не повысились.
Очевидно, что исполнительной власти не хватает свежих экономических идей. Прошедшие 9 месяцев текущего года наглядно это продемонстрировали. Неясно, кто в правительстве и администрации президента в принципе может взять на себя роль генератора идей. Новых людей там нет, а старые за последние 4 года ничего оригинального, кроме монетизации льгот и «дела ЮКОСа», не предложили. Если дело так пойдет и дальше, то можно будет говорить не только о проблемах экономики, но и о масштабном политическом кризисе. Впрочем, власть легко пожертвует нынешним правительством – для того его и создавали.