После преодоления отметки 50 долл. за баррель цены на нефть продолжили свой рост. Вчера на Лондонской бирже впервые перешагнула этот рубеж нефть марки Brent, которую добывают в том числе и российские нефтяные компании в Баренцевом море. Максимальная ноябрьская сделка по этому сорту нефти достигла 50,22 долл. за баррель. А самая дорогая нефть марки Light Sweet вчера стоила в Нью-Йорке 53,6 долл. за баррель.
Рекордные цены на углеводороды прямо-таки кружат голову некоторым членам Организации стран – экспортеров нефти. В частности, президент Венесуэлы Уго Чавес сделал в минувшую субботу сенсационное заявление о том, что справедливая цена на нефть в настоящее время должна быть на уровне 126 долл. за баррель. «Цены должны объективно соотноситься со стоимостью нефти в 1974 году, когда баррель достигал 13,6 долл., и если иметь в виду рост цен на все товары и услуги в мире, баррель нефти в настоящее время должен продаваться за 126 долларов», – объяснил он свою позицию.
Впрочем, далеко не все члены ОПЕК разделяют мнение своего коллеги. Министр нефти Саудовской Аравии, которая является мировым лидером по добыче нефти, заявил недавно, что его страна в состоянии увеличить собственную добычу нефти с существующих 9,5 млн. до 11 млн. баррелей в день. В его поддержку вчера на Международной нефтегазовой выставке в Абу-Даби высказались представители нефтяной отрасли Кувейта и ОАЭ. Все они отмечали, что рост цен на нефть в настоящее время вызван не фундаментальными причинами.
В частности, среди факторов этого роста аналитики называют забастовки нефтяников в Нигерии и Норвегии и связанные с этим опасения снижения добычи. На настроения игроков рынка влияют и до сих пор не устраненные последствия от урагана «Иван», в результате которого добыча нефти на шельфе Мексиканского залива до сих пор остается на 28% ниже средней дневной нормы. Кроме того, из-за неблагоприятных метеоусловий 8 октября была остановлена работа морского нефтеналивного терминала у побережья Луизианы, что также не могло не отразиться на нефтяных фьючерсах.
Если такая ситуация не оставляет равнодушными экспортеров нефти, то ее потребителям она уже кажется катастрофической. «Повышение цен на нефть – помеха для экономики США, и этот фактор действует в роли нового налога для граждан страны», – заявил вчера министр финансов США Джон Сноу. Он сообщил, что провел ряд встреч с главами министерств финансов некоторых ближневосточных стран, где поднял вопрос о необходимости увеличения квот на добычу нефти. Участники переговоров пообещали Джону Сноу предпринять все необходимые усилия для снижения цен на нефть. Впрочем, пока представители стран ОПЕК делают это только на словах – и то не всегда. Недавно президент картеля Пурномо Юсгианторо и вовсе заявлял, что в декабре ОПЕК может не повысить, а снизить квоты на добычу нефти – «в связи с ожидающимся снижением спроса на углеводороды в следующем году».