Недавно Федеральная служба государственной статистики сообщила, что за первые девять месяцев 2004 года инфляция в России составила 8%. Потребительские цены на бензин за этот же период увеличились на 27,4%. Чиновники Федеральной антимонопольной службы озаботились опережающим ростом цен на нефтепродукты и выяснили, что его причинами являются высокие цены на нефть на мировых рынках, территориальный принцип развития рынка нефтепродуктов, необоснованная налоговая политика и монопольное положение крупных нефтяных компаний. Результаты исследований ФАС глава службы Игорь Артемьев изложил в письме на имя премьер-министра РФ Михаила Фрадкова.
По мнению специалистов ФАС, рост мировых цен на углеводороды влияет на стоимость бензина в России не только напрямую. Следствием высоких цен на нефть является сокращение предложения нефтепродуктов на рынке. «Это обусловлено сокращением их производства в силу более выгодных условий экспорта сырой нефти, а также ростом вывоза их за рубеж», – отмечается в письме.
Однако высокие цены на нефть, по мнению ФАС, являются не единственной причиной дороговизны нефтепродуктов. Специалисты ФАС полагают, что территориальный принцип развития рынка нефтепродуктов «фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынка по территориальному принципу». В частности, по данным ФАС, 63% субъектов Федерации находятся в зоне высококонцентрированных рынков нефтепродуктов – то есть в каждом из этих регионов доминирует какая-то одна нефтяная компания, которая и диктует цены на розничном рынке. «ФАС и его теруправления сталкиваются с попытками крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний получить необоснованную прибыль за счет необоснованного роста цен посредством монополистической деятельности», – сообщает Игорь Артемьев Михаилу Фрадкову.
При этом рынок продолжает монополизироваться – специалисты ФАС отметили, что объемы добычи нефти независимыми средними и малыми компаниями сокращаются, прекратился и рост количества таких компаний. Одной из причин такой ситуации, а также территориального разделения рынка в ФАС считают изменение схемы налогообложения нефтяных компаний – в частности, снижение налога на добавленную стоимость (НДС) на 2% и рост акцизов на 12%. Эксперты ФАС напоминают, что в отпускной цене бензинов НДС и акцизы составляют более 40%, а в отпускной цене дизельного топлива – свыше 25%.
Анализируя причины роста цен на нефтепродукты, специалисты ФАС, впрочем, не предлагают путей выхода из этой ситуации, которая в числе прочего грозит правительству «перевыполнением» планов по инфляции – ведь топливная составляющая в себестоимости практически любой производимой продукции очень велика. Еще два месяца назад глава Минпромэнерго Виктор Христенко пошел дальше и в письме Михаилу Фрадкову предложил изменить механизм госрегулирования экспорта нефтепродуктов и налогообложения нефтяной отрасли. В частности, по мнению министра, необходимо уменьшить акцизы на нефтепродукты, дифференцировать экспортные пошлины на нефтепродукты одновременно с увеличением экспортных пошлин на нефть и отказаться от привязки налога на добычу полезных ископаемых от мировых цен на нефть – по данным Минпромэнерго, доля НДПИ в себестоимости добычи нефти в 2004 году составила около 50%.
В своем обращении Виктор Христенко предлагал установить в Законе «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» норму о том, что под возникновением угрозы экономической безопасности России понимается рост цен на нефтепродукты на 5% сверх официального уровня инфляции в течение одного месяца. В этом понимании Россия живет под угрозой экономической безопасности как минимум в течение всего этого года. Однако Михаил Фрадков пока никак не отреагировал на письма Христенко и Артемьева, хотя и заявлял неоднократно, что рост цен на нефтепродукты необходимо прекратить.