ЮКОС пока еще не опустил флаг.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Крупные российские нефтегазовые компании пытаются сбить цену на «дочку» ЮКОСа ОАО «Юганскнефтегаз», которую Служба судебных приставов собирается продать на аукционе в счет уплаты нефтяной компанией налоговых долгов за 2000 и 2001 годы. На прошлой неделе все наиболее вероятные потенциальные покупатели «Юганскнефтегаза» объявили о том, что не будут участвовать в торгах. «Мы не занимаемся изучением даже возможности участия в аукционе на сегодняшний день», – сказал председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. «Цена вопроса, по-видимому, не маленькая. У нас абсолютно точно в инвестпрограмме и в бюджете таких денег нет – это тоже объективно», – заявил он. Такие же заявления – с большей или меньшей степенью осторожности – сделали представители ТНК-ВР, «Сургутнефтегаза» и «ЛУКОЙЛа».
Председатель совета директоров ТНК-ВР Михаил Фридман в интервью британской The Financial Times заявил, что компания не будет участвовать в аукционах по продаже активов ЮКОСа. По его мнению, судебный процесс по делу ЮКОСа небезупречен. «Мы не думаем, что это было юридически чисто и прозрачно, и покупка активов не в интересах наших акционеров», – подчеркнул он. Накануне «Сургутнефтегаз» распространил официальное заявление о том, что компания не намерена приобретать активы ЮКОСа – за исключением имущественного комплекса Талаканского месторождения и акций ОАО «Ленанефтегаз», соглашение о приобретении которых было достигнуто после получения «Сургутнефтегазом» постоянной лицензии на освоение Талакана. В это же время президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов заявил – правда, довольно уклончиво, – что его компания также не рассматривает возможность приобретения активов ЮКОСа. «Нельзя рассматривать то, что не продается, – сказал он. – Во всяком случае – пока».
Тем временем из инвестиционного банка Dresdner Kleinwort Wasserstein, который ведет независимую оценку «Юганскнефтегаза», происходят утечки информации об уровне цены предприятия в 15,7–17,3 млрд. долл. Аналитики считают эту цену вполне справедливой для «Юганскнефтегаза», однако таких денег нет ни у одной из российских нефтяных и газовых компаний – ни государственных, ни частных. Более того, даже создав консорциум, вышеупомянутые компании не смогут набрать достаточного количества денежных средств для покупки этого актива.
Деньги и заинтересованность в покупке «Юганскнефтегаза» могли бы найтись у крупных западных нефтяных компаний, однако вряд ли они будут допущены к участию в аукционе – продажа «Юганскнефтегаза» иностранной компании лишила бы всякого смысла само «дело ЮКОСа». Таким образом, государству и российским нефтяникам остается только максимально сбросить цену на «Юганскнефтегаз». Одним из способов сделать это был бы отзыв у компании лицензий на освоение месторождений, возможность которого недавно обсуждалась в Минприроды. Эксперты министерства признавали, что неуплата «Юганскнефтегазом» текущих налогов в связи с арестом счетов является достаточным основанием для отзыва лицензий, однако осуществить это быстро было бы невозможно – компания получила бы как минимум три месяца на устранение нарушений. Ждать так долго власти не могут – за три месяца ЮКОС может полностью удовлетворить предъявленные ему претензии, и продать «Юганскнефтегаз» в счет уплаты налогов станет невозможно.
Поэтому возможен другой вариант – аукцион по продаже «дочки» ЮКОСа будет назначен сейчас, однако при определенной независимым оценщиком цене не будет подано ни одной заявки на участие в нем. Тогда государство «с чистой совестью» сможет назначить новый аукцион с новой ценой – уже приемлемой для покупки «Юганскнефтегаза» одной из российских компаний или их консорциумом.