Истребители МиГ-29 – это не только ударная сила, но и высокий экспортный потенциал.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
27 сентября пресс-секретарь ФГУП «РСК «МиГ» Юрий Черваков официально подтвердил наличие правительственного решения об отстранении от должности гендиректора авиастроительной госкомпании Валерия Торянина. Сославшись на ограничения, налагаемые должностью госчиновника, Черваков смог лишь сообщить, что вызова Валерия Торянина в правительство для предметного разговора, как это должно происходить с чиновниками, обвиняемыми в неудовлетворительной работе, не было. По его словам, трудовым коллективом новые кадровые решения, рискующие сказаться на стабильности работы предприятия, восприняты без энтузиазма. Руководитель пресс-сектора корпорации «Иркут» Елена Федорова, президент которой Алексей Федоров приходит на смену Торянину, в беседе с корреспондентом «НГ» пояснила, что комментировать причины правительственного решения не может.
Предположения о грядущей смене руководства госкорпорации РСК «МиГ» «НГ» выдвигала еще в начале июня («НГ» от 03.06.04). Тогда стало известно, что в конце мая, выступая на брифинге с ограниченным составом участников, гендиректор «МиГа» Валерий Торянин обмолвился о попытках сместить его с должности. Появление в прессе в тот момент сведений о блестящих экспортных перспективах «МиГа», связанных со скорым заключением контракта на поставку истребителей в Алжир, было расценено наблюдателями как попытка Торянина упредить свое отстранение путем вывода его на публичный уровень. В последующие месяцы РСК «МиГ» продолжала активную пиар-политику, устраивая презентации для потенциальных импортеров из стран Африки и Латинской Америки. В конце августа последовало официальное письмо депутата Госдумы Олега Мащенко министру промышленности и энергетики Виктору Христенко о необходимости замены Торянина на главу НПК «Иркут» Алексея Федорова, которое входящие в «микояновский пул» журналисты оценили как «подметное письмо на рынок оружия», способное поставить под угрозу контракт с Алжиром.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов порекомендовал обратиться к предыстории предыдущих смен руководства «микояновской» фирмы, а именно к пресловутому долгу 1997 года за индийский контракт. Тогдашний руководитель «ВПК-МАПО», на базе которой была в 1999 году основана РСК «МиГ», Александр Безруков взял кредит на сумму около 300 млн. долл. под контракт с Индией, однако соглашение заключить не удалось, и у корпорации возник долг. Эта темная история стоила Безрукову полутора лет лишения свободы. Это же вменялось в вину Николаю Никитину, отстраненному от должности гендиректора «МиГа» правительственным решением в ноябре 2003 года. Не справился с этой проблемой и пришедший ему на смену Валерий Торянин. Как пояснил Руслан Пухов, назначение Алексея Федорова вполне могло состояться и год назад, когда снимали Никитина. Но тогда в силу вступила аппаратная контригра, в результате которой руководить самолетостроительным концерном была поставлена креатура премьер-министра Михаила Касьянова. Но когда у России появился другой премьер, Валерий Торянин оказался без политической крыши. По некоторым сведениям, Торянин бравировал тем, что смог заручиться поддержкой в администрации президента о списании долга корпорации перед Минфином, но это оказалось не так. И когда из-под контроля Валерия Торянина ушел и авансовый платеж, перечисленный за контракт по истребителям для авианосца «Адмирал Горшков», стало ясно, что его дни сочтены.
Руслан Пухов считает, что последние события говорят о превращении находящегося в руках президентских выдвиженцев «Рособоронэкспорта» в своеобразное Министерство оборонной промышленности. Именно гендиректор фирмы госпосредника по ВТС Сергей Чемезов был ключевой фигурой в создании вертолетного холдинга «Вертолеты Миля», именно он пролоббировал назначение на пост главы «МиГа» своего одноклассника по иркутской средней школе Алексея Федорова. Скорее всего после этого корпорация «МиГ» лишится права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность либо не будет им пользоваться, отдав полномочия «Рособоронэкспорту». Таким образом, институциональный хаос и идеологический вакуум, образовавшийся в оборонке после устранения из нее Ильи Клебанова, так или иначе оказывается заполненным. В 2002 году речь шла о проектах создания двух самолетостроительных холдингов с преимущественно государственным участием, в 2003 году занимавший пост вице-премьера Борис Алешин активно лоббировал идею создания единой авиастроительной компании, в которой должны быть сильны позиции частного капитала. Но, похоже, избраны другие сценарии.