Вчера представители власти фактически отказались отвечать на один из главных вопросов, волнующих значительную часть общества: «Власть и бизнес: как жить дальше?» На одноименную международную конференцию, которую организовал Фонд имени Конрада Аденауэра при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Представительства немецкой экономики в РФ, высокопоставленные чиновники (например, заявленный среди участников вице-премьер Александр Жуков) не пришли.
Организаторы затруднились назвать корреспонденту «НГ» причину, по которой вице-премьера не было. Получилось, что российские и немецкие предприниматели обсуждали между собой перспективы совместного сотрудничества, а не взаимоотношения с властями.
Эта конференция в принципе ничем не отличалась от множества подобных мероприятий, устроители которых заявляют среди участников немало вип-персон, чтобы привлечь внимание публики. Но тем не менее она очень наглядно демонстрирует сегодняшний характер взаимоотношений между властью и бизнесом. Предпринимателей, планировавших обсудить с представителями правительства «как жить дальше», судя по рассылавшимся организаторами анонсам, было значительно больше, чем чиновников. На обещанных Чубайса, Мордашова, Якобашвили и представителей немецких бизнес-кругов приходился всего один вице-премьер Александр Жуков. Других высокопоставленных госслужащих в заявке организаторов не было.
К сожалению, такое игнорирование чиновниками мероприятий с участием предпринимателей становится уже нормой. Сам собой напрашивается вывод, что власть для себя уже все решила и ничего с бизнесом обсуждать не хочет.
В начале конференции возникли сложности с переводом: его никак не было слышно. «Вот – то ли власть мешает, то ли бизнес неправильно организован», – невесело пошутил вице-президент РСПП Игорь Юргенс. Представители общественных объединений, как и бизнесмены, вообще чувствовали себя подавленно, по признанию Игоря Юрьевича, когда в своем Послании Владимир Путин заявил, что «многие институты гражданского общества кормятся с чужой руки».
Представители бизнеса по привычке настаивали на установлении четких и неизменных правил игры. Выступавший вместо не пришедшего на конференцию руководителя РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса (видимо, он просто решил сэкономить время, узнав о том, что представителей властей не будет) глава компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили заявил, что нынешнее снижение ЕСН до 26% точно так же загоняет бизнес в серые зарплатные схемы. «Все должны знать, что на 5–10 лет ЕСН устанавливается в размере 10–15% – и все будут платить». Кроме того, Игорь Юргенс и Давид Якобашвили вместе выступили за то, чтобы власть наконец-то объявила амнистию капиталов, без которой нельзя дальше нормально развиваться. Кроме того, пора наконец ввести международные стандарты бухгалтерской отчетности: если вести ее по российским стандартам, то, констатировал Якобашвили, человека всегда можно обвинить в том, что он либо украл, либо недоплатил.
Глава компании «Вимм-Билль-Данн» вообще был настроен весьма пессимистично. Так, он заявил, что отдельные представители бизнеса всегда будут находиться рядом с властью, а остальные будут защищаться или искать убежища на Западе или в другой республике. Однако, напомнил Давид Якобашвили, даже если продать все предприятия нынешних олигархов, то все равно не хватит денег, чтобы улучшить социальную ситуацию в стране. Соответственно нужен бизнес, в основном малый и средний.
«Такое ощущение, что бизнес должен перекрыть все бюджетные расходы государства на социальные нужды, – поддержал его глава экспертного института РСПП Александр Нещадин. – Нет у него таких денег». «Социальные проблемы лучше решаются там, где развивается бизнес, и вовсе не решаются там, где нет бизнеса, хотя власть есть, и даже в избытке», – считает он. При этом, отмечает Нещадин, «в настоящее время в общественном мнении продолжает доминировать негативная преднастроенность граждан к крупному бизнесу, своего рода презумпция виновности».
Однако все эти мысли предприниматели высказывали сами себе. Как долго власти будут игнорировать мнение бизнеса, неясно. Непонятно также, как чиновники собираются удваивать ВВП и решать другие проблемы при таком отношении к тем, кто это удвоение должен осуществить.