Глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф вчера признал, что основным ограничением для увеличения поставок нефти из России является недостаточное развитие транспортной инфраструктуры. Выступая на российско-американском семинаре по вопросам транспортировки нефти, он отметил, что «Россия ежегодно увеличивает поставки нефти на мировой рынок. И в первую очередь мы рассматриваем возможность увеличения поставок нефти в США». При этом министр намекнул, что России нужны гарантии потребления. «Логика развития транспортных маршрутов будет определяться теми перспективными рынками, к которым Россия получит доступ в среднесрочной перспективе», – заметил он и предложил тщательно изучить также и возможности США в плане транспортной и портовой инфраструктуры, а также уточнить объемы нефти, которые Америка сможет принимать.
Неторопливость в решении вопросов развития транспортной инфраструктуры министр объяснил необходимостью тщательно обсуждать перспективы сотрудничества, «так как возможные решения очень дорогостоящие и рассчитаны на долгосрочный период». По мнению главы МЭРТа, в ближайшее время Россия и США должны обсудить вероятный график поставок и решить, «что нужно сделать для возможных поставок». Обилие условного наклонения в выступлении Германа Грефа может говорить лишь об одном – в ближайшей перспективе никаких проектов не предвидится.
Раньше глава Минэкономразвития был более конкретен в своих высказываниях о необходимости развития инфраструктуры – в частности, говорил, что отсутствие крупных инфраструктурных проектов и вовсе является одной из главных экономических проблем России. Другие правительственные чиновники также с большей или меньшей регулярностью высказывались на эту тему, однако дальше разговоров дело так и не идет. Минприроды никак не может одобрить маршрут восточного нефтепровода Тайшет–Находка, «Транснефть» никак не может определиться с конечным пунктом северного нефтепровода, «Газпром» хочет строить газопровод от Ковыктинского месторождения то на восток, то на запад – в итоге карта России испещрена пунктирными линиями проектируемых трубопроводов, а в реальности в этих местах на радость экологам продолжает шуметь тайга и молчать тундра.
При этом государство ведет себя как собака на сене. Частные нефтяные компании не раз предлагали самостоятельно построить трубопроводы – ЮКОС был готов профинансировать строительство нефтепровода Ангарск–Дацин, он же входил в пятерку компаний, которые собирались выделить средства на строительство северного нефтепровода в Мурманск. Однако государственные органы умерили пыл частников, не приняв ни один из этих проектов. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков свою позицию по этому поводу выразил со свойственной ему «четкостью»: «Это наша инфраструктура и наши конкурентные преимущества, за этим надо следить». Нефтяники догадались – частных нефтепроводов не будет.
Не увеличивая экспортных возможностей, правительство тем не менее делает некоторые шаги для увеличения добычи нефтяными компаниями. В частности, МЭРТ поддержал идею выдачи сквозных лицензий на разработку месторождений – если такое изменение будет внесено в закон о недрах, на аукционах будут одновременно продаваться права на изучение, разведку и добычу нефти на месторождении. Нефтяники уже давно добивались этой поправки, утверждая, что ее отсутствие является главной причиной низких инвестиций в геологоразведку. На развитие разведочной деятельности направлено и еще одно предложение МЭРТа – ввести в закон понятие предварительного изучения, когда компании смогут за один-два года до аукциона исследовать интересующие их месторождения.