Брюсу Мизамору не радостно: на письма ЮКОСа правительство не отвечает.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Менеджмент ЮКОСа, как может, откладывает банкротство компании в условиях усиливающегося давления государственных органов и невозможности платить текущие налоги из-за ареста счетов. Финансовый директор компании Брюс Мизамор сообщил в пятницу, что ЮКОС уже выплатил 2,2–2,4 млрд. долл. налоговой задолженности за 2000 год из 3,4 млрд. долл., взыскиваемых по решению арбитражного суда. «Мы находимся в ситуации, близкой к банкротству, но мы этого пока избегаем, – подчеркнул он. – Наши клиенты платят вперед, наши поставщики тоже идут навстречу. Все, кто работает с ЮКОСом, нам помогают, кроме государства». Инвесторов фондового рынка выступление Брюса Мизамора несколько успокоило, поэтому акции компании начали расти уже после его выступления. Однако настоящий скачок ценные бумаги ЮКОСа совершили после сообщения о повышении в несколько раз запасов нефти дочернего предприятия компании ОАО «Юганскнефтегаза». Впрочем, эксперты отмечают, что эти данные пока не прошли аудит, а целью их публикации может являться повышение оценки стоимости «Юганскнефтегаза» – все счета и акции этого предприятия арестованы, и в случае неспособности ЮКОСа расплатиться со всеми налоговыми долгами «Юганскнефтегаз» будет продан с аукциона.
Выступая на интернет-конференции, Брюс Мизамор сообщил инвесторам, что за последние две недели руководство ЮКОСа направило в правительство около 50 писем, однако ответа не было. В письмах топ-менеджеры объясняли чиновникам, что эффект от разделения компании на части будет отрицательным. «Мы по-прежнему верим, что ЮКОС – это полностью интегрированная нефтяная компания с теми активами, которые у нас есть, – рассказал финансовый директор. – ЮКОС как вертикально интегрированная компания эффективнее, чем ЮКОС, разделенный на части. Мы стараемся объяснить все это правительству».
По словам Брюса Мизамора, ежемесячный приток наличности ЮКОСа составляет около 2 млрд. долл. Из них около 1 млрд. долл. замораживается на арестованных счетах компании и еще 1 млрд. долл. уходит на выплату налогов. «У нас практически не остается денег на поддержание текущего уровня операционной деятельности, – отметил он. – Поэтому мы сделали заявление, что частично не будем выплачивать текущие налоги. Так как мы стоим перед выбором: либо мы платим налоги, либо мы добываем нефть. Мы предпочитаем второе».
Словно в подтверждение слов финансового директора ЮКОС в тот же день сообщил, что по результатам исследований Приобского месторождения и продуктивного Ачимовского горизонта извлекаемые ресурсы «Юганскнефтегаза» составили 12,8 млрд. тонн, что на 10,1 млрд. тонн больше доказанных, вероятных и возможных запасов предприятия, на конец 2003 года составлявших 2,7 млрд. тонн. В другое время такая информация вызвала бы сенсацию на фондовом рынке. Да и в нынешних условиях акции ЮКОСа, упавшие в четверг на слухах о возможном банкротстве компании, вновь выросли на 8,5%.
Впрочем, аналитики полагают, что основной целью публикации сообщения о росте запасов была не корректировка курса акций. «Хотя полученные результаты не аудированы, но они слишком сильно отличаются от заявлявшихся ранее данных, – отмечает аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. – В результате проводящий оценку «Юганскнефтегаза» банк Dresdner Kleinwort Wasserstein окажется в достаточно трудном положении. У сторонних наблюдателей может возникнуть подозрение в сомнительности полученных цифр. Но в любом случае компания сделала прекрасный ход по защите своих интересов. Единственное, что этот ход несколько запоздалый. Сообщения об отзыве лицензий были уже озвучены (Министерством природы. – «НГ»), и возможное повышение оценки «Юганскнефтегаза» только увеличит вероятность такого отзыва».
Однако ЮКОС, судя по всему, собирается не только обороняться, но и вести активные «боевые действия», в том числе с использованием международных интересов России. До сих пор старавшаяся, несмотря на трудности, выполнять все свои контракты компания объявила о приостановке поставок китайской корпорации CNPC – напомним, ЮКОС в настоящее время является единственным экспортером нефти в Поднебесную, обеспечивая таким образом выполнение межправительственных договоренностей о поставках энергоресурсов между Россией и Китаем. Ранее предполагалось, что объем поставок нефти ЮКОСа CNPC в этом году должен составить 1 млн. тонн нефти.
В компании поясняют, что решение о приостановке экспорта «было принято как временная мера в связи с тем, что совокупная сумма транспортных издержек и таможенной пошлины составляет примерно 150–170 долл. на тонну нефти. А так как ЮКОС ограничен в доступе к собственным счетам, он не может нести такие издержки в настоящий момент». При этом компания продолжила поставки другой китайской компании, Sinopec, – до конца года она получит около 750 тыс. тонн нефти. «Дело в том, что для Sinopec российские поставки являются более критичными, чем для CNPC, поэтому мы считаем правильным снабжать их нефтью в бесперебойном режиме», – сообщают в ЮКОСе. Таким образом, российское правительство получило сигнал: выполнение договоренностей с Китаем может быть как полностью восстановлено, так и полностью прекращено – а это вызовет массу недовольства в Поднебесной, и так обиженной на Россию за отказ от строительства нефтепровода Ангарск–Дацин.
Чтобы сомнений у властей не возникало, в компании заявляют: «Как только ЮКОС получит доступ к своим счетам, замороженным Минюстом, мы возобновим поставки в Китай в полном объеме. Мы выражаем надежду, что российское правительство правильно понимает большое значение российских поставок нефти на мировые рынки и поэтому предпримет меры для бесперебойного снабжения наших китайских партнеров нефтью».