Руководство ОАО «Российские железные дороги», наконец, осознало, что нефтепровода из Ангарска в китайский Дацин не будет, и обеспечивать рост поставок нефти, о котором договорились правительства России и Китая, железным дорогам придется самостоятельно. Первый вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что его ведомство готово вложить 400 млн. долл. в создание маршрута перевозки нефти из Ангарска в Китай. «У нас уже подписано предварительное соглашение, которое позволит к 2006 году увеличить перевозки по железной дороге нефтепродуктов в Китай до 15 млн. тонн в год, – подчеркнул он. – Предполагается, что маршрут будет начинаться в Ангарске, где заканчивается нефтепровод, и идти до границы с Монголией и Китаем». Эксперты полагают, что 400 млн. долл. – минимальная сумма, которая должна быть затрачена на модернизацию железной дороги – цистерны с нефтью до сих пор идут в Поднебесную по неэлектрифицированному участку дороги «Карымская-Забайкальск» длиной около 600 км.
За год политика ОАО «РЖД» изменилась – если раньше руководство железных дорог настаивало, чтобы средства на модернизацию приграничного участка дороги инвестировали компании, заинтересованные в экспорте нефти, то сейчас «Российские железные дороги» готовы вложить в создание инфраструктуры собственные средства. Это и неудивительно – вряд ли единственный на данный момент поставщик нефти в Китай, компания ЮКОС, способна сейчас оплачивать развитие железной дороги. Однако для вложения средств ОАО «РЖД» нужны гарантии, что нефтепровода не будет. «Это серьезные объемы инвестиций, которые долго окупаются, – отметил Владимир Якунин. – Поэтому для нас крайне важно понимать, какова государственная политика и планы в отношении маршрута строительства новых нефтепроводов по территории страны».
Впрочем, российское правительство вряд ли сможет дать такие гарантии – это означало бы открыто признать нарушение договоренностей с китайской стороной. В Поднебесной все еще надеются, что смогут получать нефть по трубе. На вчерашней пресс-конференции посол КНР в России Лю Гучан выразил уверенность, что переговоры между премьер-министрами двух стран в конце сентября «будут способствовать скорейшей реализации проекта строительства нефтепровода», и напомнил, что Энергетическая стратегия России до 2020 года предполагает строительство трубы с ответвлением до Китая.
Озабоченность Китая понятна – перевозки нефти по железной дороге как минимум втрое дороже, чем по трубопроводам, поэтому строительство нефтепровода значительно удешевило бы конечную цену сырья. Кроме того, это давало бы гарантии бесперебойности поставок, поскольку экспорт нефти по железной дороги из-за высокой стоимости перевозок выгоден при ценах на российские сорта не ниже 20 долл. за баррель. И хотя, по словам министра финансов Алексея Кудрина, в последнее десятилетие средняя цена российской нефти за десятилетие с 1997 по 2007 год составит 21,6 долл. за барр., у экспертов нет уверенности, что она не снизится вновь. В Международном валютном фонде, например, считают, что отрезки времени, когда цены на нефть держатся на высоком уровне, очень редки – к примеру, в предыдущие десятилетия средняя цена российской нефти составляла 18,1 долл. за баррель. Если цена на нефть вернется к этому уровню, ЮКОСу и другим компаниям станет невыгодно поставлять ее в Китай, и вложения РЖД могут не окупиться, а обещания российского правительства остаться невыполненными. Впрочем, к тому времени, возможно, все же будет построено ответвление трубы Тайшет–Находка на Дацин, или правительство, используя обкатанные на ЮКОСе рычаги давления, заставит компании перевозить нефть по железной дороге невзирая на рентабельность.
Как бы там ни было, эксперты считают рынок Китая едва ли не основным восточным рынком сбыта российской нефти. «В Японии и Южной Корее рост потребления будет довольно плавным, – прогнозирует и.о. гендиректора Объединенного института геологии, геофизики и минералогии СО РАН Алексей Конторович. – Наверняка эти страны обеспечены долгосрочными контрактами на будущее, чего не скажешь о Китае. Именно здесь и находится основной рынок сбыта, куда может быть реализована российская нефть».