Геннадию Фадееву не хватает мест для хранения миллиардов РЖД.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Президент ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев считает, что решение о передаче Транскредитбанка из ведения Министерства путей сообщения в ведение государства было преждевременным. Он заявил вчера, что компания с оборотом около 700 млрд. руб. в год должна иметь банки в своей структуре, поэтому ОАО «РЖД» необходимо контролировать как минимум два банка.
А пока «Российские железные дороги», по словам вице-президента компании Федора Андреева, собираются проводить тендер среди банков, которые могли бы стать организаторами выпуска евробондов – облигаций в иностранной валюте. «Уже сейчас можно сказать, что это будут долларовые облигации в размере от 500 млн. долл. до 1 млрд. долл. сроком от 5 до 10 лет», – сказал он. Основными покупателями облигаций, по его мнению, станут европейские инвестиционные фонды. Кроме того, во втором полугодии 2004 года ОАО «РЖД» выпустит рублевые облигации на 12 млрд. руб. «В сентябре–октябре текущего года мы планируем предложить рынку три выпуска рублевых облигаций по 4 млрд. руб. каждый на 1, 3 и 5 лет соответственно», – сообщил Федор Андреев.
Перейти к долгосрочным заимствованиям ОАО «РЖД» позволяет недавнее присвоение рейтингов ведущими мировыми агентствами. Так, Standard&Poors еще в начале июля присвоило железнодорожной компании рейтинг по долгосрочным заимствованиям, равный суверенному рейтингу России. Агентство Moody’s вчера повторило решение коллег, и рейтинг ОАО «РЖД» по его шкале теперь тоже равен рейтингу России. В связи с этим Геннадий Фадеев заявил, что до 2010 года ОАО «РЖД» инвестирует в развитие компании 1,8 трлн. руб. «Это очень высокая скорость освоения инвестиций, и было бы наивно думать, что мы смогли бы использовать только собственные финансовые средства», – подчеркнул он. В течение этого времени около 7 млрд. долл. планируется направить на обновление составов локомотивов, около 4 млрд. долл. вложить в инфраструктуру БАМа. «Кроме того, до 2008 года будет открыто новое скоростное движение Хельсинки–Санкт-Петербург–Москва, – сообщил глава компании.
А уже в следующем году, по расчетам ОАО «РЖД», в 2,5 раза по сравнению с 2004 годом вырастут объемы перевозок нефти в Китай – предполагается, что они составят 15 млн. тонн. Геннадий Фадеев отметил, что реализацию этого проекта «Российские железные дороги» осуществляют совместно с компаниями «Транснефть» и ЮКОС. Впрочем, сначала придется провести «крупные работы по модернизации 350-километрового участка железной дороги от БАМа до границ с Китаем», – заметил он. В частности, предполагается электрифицировать этот участок и проложить вторые пути.
Впрочем, ЮКОС пока и без этого опережает планы. По словам Геннадия Фадеева, договор между ОАО «РЖД» и нефтяной компанией предусматривал перевозку в Китай 6 млн. тонн нефти в этом году. «Однако, судя по темпам перевозок, мы в этом году перевезем в Китай 8 млн. тонн нефти», – сказал он. «Мы не можем упускать такой уникальный шанс, в то время когда на рынке такие высокие цены на нефть. Мы будем наращивать перевозки нефти и нефтепродуктов в восточном направлении, так как это положительно влияет на развитие всей транспортной инфраструктуры Восточной Сибири», – подчеркнул глава ОАО «РЖД».