Япония спешит закрепить за собой российский нефтепровод Тайшет–Находка, оставив Китай с нереализованными договоренностями и туманными перспективами строительства ответвления трубы на Дацин. Японские СМИ сообщили, что Токио предоставит российской трубопроводной компании «Транснефть» 77,6 млн. долл. на проведение исследования проекта Тайшет–Находка. Планируется, что уже к концу текущего месяца исследование закончится, а проектная документация будет завершена в начале 2005 года. Приняв деньги у японской стороны, Россия окончательно остановится на северном маршруте нефтепровода. Эксперты полагают, что это может серьезно осложнить отношения Москвы и Пекина – ведь в рамках существовавших ранее договоренностей о строительстве южного маршрута Ангарск–Дацин китайцы уже потратились на подготовку технико-экономического обоснования своей части трубы.
Напомним, что специалисты «Транснефти» оценивают стоимость строительства восточного нефтепровода в 13 млрд. долл. При этом японская сторона осенью прошлого года заявляла, что готова направить 7 млрд. долл. инвестиций – не только на строительство этой трубы, но и на развитие месторождений Восточной Сибири, на которые она и рассчитана.
Даже если все обещанные деньги действительно будут проинвестированы и направлены только на нефтепровод, России придется найти еще около 6 млрд. долл. – при том, что вся инвестиционная программа «Транснефти» на 2004 год составляет 2 млрд. долл. и далеко не вся будет направлена на восток. Впрочем, у главы «Транснефти» Семена Вайнштока есть частичное решение этой проблемы – он намерен запустить нефтепровод еще до полного окончания его строительства. Построив по тысяче километров с обоих концов предполагаемой трубы, он планирует возить нефть между ними по Байкало-Амурской магистрали. ОАО «РЖД» и «Транснефть» в настоящее время прорабатывают этот вопрос.
Южный маршрут трубы Ангарск–Дацин, который в свое время предлагал ЮКОС, в Москве уже не рассматривается. Когда Минприроды выдало на него отрицательное заключение ввиду близости к Байкалу, переделывать маршрут не стали и полностью переключились на разработку северного маршрута. Однако более выгодный для России с точки зрения диверсификации экспорта, нефтепровод Тайшет–Находка может стать камнем преткновения в российско-китайских отношениях. «Есть признаки того, что Москва намерена нарушить прежнюю договоренность, отдававшую приоритет строительству дацинской ветки нефтепровода в Маньчжурию, и предпочесть прокладку магистрального нефтепровода, которую будут финансировать японцы, – осторожно заключает эксперт Российско-евразийской программы лондонского Королевского института международных отношений Бобо Ло. – Пекин такую возможность предвидел, но если такое решение будет принято, отреагирует крайне негативно. Он уже заявил, что будет рассматривать отсрочку дацинского варианта как подрыв доверия с серьезными последствиями для двусторонних отношений». По мнению эксперта, «разногласия по вопросу об этом нефтепроводе грозят стать самым острым кризисом в отношениях с Китаем после развала Советского Союза. Многие расценят изменение маршрута как фундаментальную переориентацию внешней политики Путина и переход от географического «балансирования» к более определенной стратегической приверженности Западу».
Пекину будет особенно сложно перенести неудачу в отношении дацинского нефтепровода, поскольку это уже не первый провал Поднебесной на российском нефтяном рынке. Напомним, полтора года назад китайской нефтяной корпорации CNPC неожиданно отказали в участии в аукционе по продаже «Славнефти». После этого Пекин не раз заявлял о своей заинтересованности в покупке различных российских нефтяных активов, но вновь безрезультатно. В итоге китайцы стали активно развивать отношения с Казахстаном – сейчас реализуется сразу несколько проектов, направленных на увеличение этой страной экспорта нефти в Поднебесную. Впрочем, в Пекине все еще надеются и на российские поставки черного золота. «Я полагаю, что нет оснований для сомнений или домыслов, будто «российское правительство препятствует развитию сотрудничества», – сказал «НГ» посол КНР в России Лю Гучан. – Во-первых, потому что сотрудничество в нефтегазовой отрасли взаимовыгодно, Китаю нужны нефть и газ, а России нужен рынок, причем китайский рынок – наиболее удобный и стабильный. Во-вторых, руководители и правительство России дали ясные обещания поддерживать двустороннее сотрудничество в нефтегазовой отрасли, включая строительство трубопроводов».