Представители власти не признают, что ведут с ЮКОСом переговоры, и делают вид, что ничего не знают о предложении Михаила Ходорковского передать контрольный пакет акций компании для предотвращения банкротства компании. Тем не менее события, происходящие вокруг компании, свидетельствуют о том, что реализация сделки «акции за налоги» началась. Так, глава Счетной палаты Сергей Степашин уже не сомневается, что ЮКОС поменяет владельца. «ЮКОС, безусловно, не развалится, другое дело, что в определенной степени может поменяться собственник. Скорее всего это и произойдет», – заявил он журналистам.
Министр финансов Алексей Кудрин также сделал заявление, что у акционеров ЮКОСа есть активы, которые можно продать и расплатиться таким образом по налоговым долгам компании. А бывший заместитель министра экономического развития Мухамед Циканов, назначенный на днях вице-президентом управляющей компании ЮКОСа ООО «ЮКОС-Москва», очевидно, и будет претворять в жизнь эти идеи. Тем более что сфера его ответственности соответствует этим целям – связи с правительственными организациями и региональными властями.
Алексей Кудрин дал понять, что рассуждения его заместителя Сергея Шаталова о возможности отсрочки или реструктуризации налоговой задолженности ЮКОСа являются просто его личным мнением. По его словам, вопрос об отсрочке погашения ЮКОСом задолженности не стоит. Однако он считает, что для урегулирования вопроса «нужна пауза».
Впрочем, и это заявление министра финансов можно рассматривать как сугубо теоретическое, поскольку судебные приставы выдерживать паузу не намерены. Министр юстиции Юрий Чайка намерен исполнить решение Арбитражного суда Москвы о взыскании с ЮКОСа 3,4 млрд. долл.в максимально сжатые сроки. По его словам, представители министерства уже вылетели в Томск, Ханты-Мансийский автономный округ и Самару и арестовали там счета. «Идет нормальная процедура исполнительного производства», – подчеркнул он. При этом «дело ЮКОСа» значительно увеличит показатели работы Минюста – без этой претензии судебные приставы взыскали бы в 2004 году всего 25–27 млрд. руб. Поэтому «пусть никто не питает иллюзий сокрыть и скрыть что-либо», – заметил министр.
Очевидно, что счетов компании, на которых сейчас находится около 1,4 млрд. долл. свободных средств, не хватит для выплаты налоговых претензий, поэтому судебные приставы будут реализовывать активы компании – прежде всего принадлежащие ей акции. Если Михаилу Ходорковскому удастся к тому времени передать свои акции ЮКОСа самой компании, они и могут быть реализованы для расчета с государством.