Михаил Фрадков доволен: он знает, где взять денег на социалку.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Правительство в очередной раз ткнуло отечественных предпринимателей носом в «социальную ответственность бизнеса». Вчера на заседании правительства премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что государство и бизнес должны сосредоточить совместные усилия на разработке социальных проектов. При этом он заявил, что есть резервы для повышения налогообложения компаний топливного сектора. В общем, выходит, отъем средств у бизнеса, что называется, «по полной программе» – здесь уплата налогов, здесь «добровольное» участие в социальных проектах. А кто не согласен, тем, наверное, придется перебираться либо в Лондон, либо в гости к Михаилу Ходорковскому.
За два месяца кабинет министров планирует создать проект «вертикали программно-целевого управления», в котором, по словам премьера, «социальный сектор должен быть превращен в генератор роста и фактор эффективного спроса в экономике. Социальная сфера должна стать привлекательной для населения, частных инвесторов и тех, кто занят в этой отрасли». Как может стать привлекательной изначально убыточная и дотационная «социалка», глава правительства не пояснил.
Выступая на заседании правительства, Фрадков рассказал о том, почему в России прогресс не движется и страна проигрывает по конкурентоспособности (это, кстати, одно из любимых слов премьера). Виноваты в этом, как ни странно, дураки и дороги. Не хватает управленцев, посетовал глава правительства, поэтому «в сфере своего контроля государство нуждается в своеобразной революции управляющих». А из-за плохих дорог Россия теряет 450–500 млрд. руб. в год. «Государство и частные инвесторы должны вместе модернизировать автомобильные дороги через долевое участие. Возможно строительство и частных участков дорог, но с сохранением возможности бесплатного проезда», – указал Фрадков.
Вообще у нынешнего премьера в последнее время часто так – дороги частные и платные, но должна быть сохранена возможность бесплатного проезда. Налоги увеличим, но бизнес должен сброситься на соцпроекты. С инфраструктурой проблемы, но частных трубопроводов у нас не будет. «Социалка» убыточна, но должна стать интересна для частных инвесторов. Реформа электроэнергетики не остановлена, а решения будут приняты к концу года.
Зато Михаил Фрадков пообещал к новому году закончить переговоры по вступлению России в ВТО. А прежде чем создать единое тарифное пространство и общие таможенные правила в странах СНГ и ЕврАзЭС, нужно повысить конкурентоспособность. Препятствиями на этом пути помимо «дураков и дорог» являются низкие зарплаты, инвестиции, в том числе и государственные. «На НИОКР и фундаментальные разработки в России выделяется примерно 1% ВВП против 2–3% ВВП у стран-конкурентов. При этом доля инновационной продукции составляет 4–5% в произведенной продукции в России против 30–35% в развитых странах». Спасти науку Фрадков предлагает системой венчурных фондов: «Правительство не может экономить на проведении научных исследований». В целом же правительственными приоритетами названы почти все сферы экономики от морских портов до вооружений.
Еще систему образования Фрадков предложил связать с экономикой, «разработать и внедрить нормативную базу по образовательным кредитам и субсидиям». Фрадков считает нужным «ввести новые образовательные государственные стандарты». Медицина же должна, по словам Фрадкова, стать сферой услуг: «Оплата должна осуществляться по конечному результату». Видимо, это если пациент выжил после лечения, значит, надо платить, если умер, то не надо.