Вчера стало известно, что одно из трех ведущих рейтинговых агентств Moody's Investors Service собирается пересмотреть в сторону понижения рейтинги долгосрочных депозитов в иностранной валюте 18 российских банков и рейтинги финансовой устойчивости еще 4 отечественных банков. То, что речь идет не об отдельных кредитных учреждениях, а о двух десятках сразу, говорит о том, что в агентстве расценивают ситуацию в российской банковской системе как негативную. Похоже, что экспертов Moody's не воодушевили усилия Центрального банка РФ по стабилизации ситуации в банковском секторе и заверения правительства в том, что «ситуация благоприятная». Поэтому решение агентство будет принимать исходя из «возможностей и желания российских властей и других участников финансового рынка по оперативному оказанию помощи платежеспособным банковским структурам, нуждающимся в такой помощи».
Характерно, что представители банков, попавших в список агентства, заявили, что пересмотр рейтингов связан с общей ситуацией в банковском секторе России, а не с положением каждого отдельно взятого банка. Об этом, в частности, заявили вчера представители Банка Москвы, МДМ-банка.
В целом же заявления Moody's были встречены в штыки. «Moody's не на ту мельницу льет воду, не надо сыпать соль на больную рану. Нет экономических оснований для понижения рейтингов большинства российских банков, и своими действиями Moody's показал недружественное отношение к России», – возмущается глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. И вообще, по его мнению, действия Moody's можно считать элементом конкурентной борьбы на мировом банковском рынке. «Когда наш банковский сектор растет высокими темпами, то это может кому-то не нравиться», – считает глава АРБ.
Представитель Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Виктор Четверяков, комментируя тему снижения рейтингов, заявил, что причин для этого нет, поскольку общая ситуация может нормализоваться в течение двух недель, а банки, упомянутые в списке, не испытывают проблем. «Данное решение, по-видимому, призвано продемонстрировать, что агентство Moody's находится в курсе событий в российском банковском секторе», – резюмировал он.
Политики были также недовольны. «Moody's – это не истина в последней инстанции, – заявил вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. – Нам пора жить своим умом. Мы можем создать наш Moody's-2 и опустить, к примеру, рейтинг 14 американских, парочки израильских и парочки камбоджийских банков, и посмотреть, как они поведут себя в этой ситуации. В принципе можно подумать, почему бы российским банкам, попавшим в этот список, не подать в суд за подрыв деловой репутации».
Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's также не согласилось с позицией своих конкурентов (что, впрочем, происходит часто). Аналитики этого агентства заявили, что причин для пересмотра рейтингов нет и вообще «мы не видим признаков банковского кризиса». Кризиса не видят и в российском правительстве. Вчера премьер-министр Михаил Фрадков назвал ситуацию в банковском секторе «благоприятной», а министр финансов Алексей Кудрин объяснил происходящее реформой банковской системы. Больные зубы, конечно, подлечить наговорами можно, пройдет ли подобный трюк с банковской системой – большой вопрос.