Вчера у главы Всемирного банка (ВБ), находящегося с визитом в России, был насыщенный день. С утра Джеймс Вулфенсон участвовал в конференции по корпоративному управлению, потом дал пресс-конференцию, затем поехал на встречу с премьер-министром Михаилом Фрадковым, вице-премьером Александром Жуковым и министром финансов Алексеем Кудриным. Если чиновников и бизнесменов интересовали вопросы из области макроэкономики и конкретных инвестиционных программ ВБ, то журналисты первым делом спросили Вулфенсона о его отношении к «делу ЮКОСа». Глава ВБ не стал драматизировать обстановку и давить на правозащитную педаль, но призвал российские власти быть осторожнее, чтобы не нанести большого ущерба экономике.
«Я склонен полагать, что это («дело ЮКОСа». – «НГ») несистемное изменение. Но даже если это несистемное изменение, все равно его необходимо решать чрезвычайно осторожно, – считает Вулфенсон. – Потому что не может быть никакого положительного эффекта от крупных потерь крупнейшей российской компании. Я надеюсь, что российские власти это понимают и будут поступать правильным образом». Он напомнил, что из-за ситуации с ЮКОСом произошло падение на фондовом рынке примерно на 25%. «Это не только акции ЮКОСа, это весь рынок упал», – говорит Вулфенсон. При этом глава ВБ уверен, что отношение российских властей к этому делу имеет очень важное значение для иностранных инвесторов. «Иностранные инвесторы озабочены, не является ли это дело изменением политики правительства к частному сектору», – подчеркнул он.
Впрочем, судя по всему, на инвестиционных планах самого Всемирного банка «дело ЮКОСа» не скажется. «Возможно, мы инвестируем от 1 до 1,5 миллиарда долларов в течение трех лет, чтобы продолжать кредитные отношения», – заявил вчера Джеймс Вулфенсон. Это значительно меньше тех сумм, которые выделялись России раньше, но сей факт свидетельствует лишь об успехах нашей страны в деле проведения рыночных реформ. По мнению ВБ, Россия уже перешла в группу стран со средним доходом и не нуждается больше в масштабных внешних заимствованиях.
«Пять лет назад меня будили по ночам звонками – нет ли у нас срочно шести миллиардов долларов, и если они не найдутся к утру, то в России наступит крах. К счастью, этого больше не происходит. Россия имеет достаточно средств, и заимствования у Всемирного банка ей просто не нужны, или нужны, но не в таком объеме», – полушутя объяснил ситуацию Вулфенсон. При этом он выразил надежду, что «мы представляем большую ценность, чем просто как источник денег». «Мы продолжаем взаимодействовать с российскими властями, консультируя по стратегическим вопросам и по отдельным проектам, выступая в качестве банка знаний», – сказал Вулфенсон.
Глава Всемирного банка прокомментировал также Послание президента Владимира Путина и экономические цели, которые в нем заявлены. «Я считаю, что Послание президента содержит в себе глобальную задачу, и стране очень повезло, что такая задача поставлена перед ней, – считает Вулфенсон. – Если вы ведете себя правильно и намерены добиться этих целей, их можно добиться. Однако для этого необходимо понимать, насколько безотлагательны эти задачи, и нужна воля, чтобы нажать на газ».
По мнению Вулфенсона, Россия сейчас вступила в стадию экономического роста, и нашей стране сейчас «прежде всего необходимо решать проблемы образования, здравоохранения и жилья». «Необходимо предоставить людям со средними способностями справедливые шансы на образование и накопление, жить свободно и безопасно. Одним из путей увеличения рабочих мест может стать развитие малого бизнеса», – считает он.
Интересно, что Джеймс Вулфенсон и во время конференции по корпоративному управлению, и во время общения с журналистами сравнивал Россию с Китаем. По его словам, у нас общие проблемы и задачи. «Я только что вернулся из Китая, и меня особенно поразило, что они говорят о тех же проблемах, что и вы. На первый план они ставят тоже борьбу с бедностью (у них 400 миллионов бедных), а также условия для привлечения инвестиций», – сказал он. Глава ВБ отметил, что сейчас в Китае экономический рост составляет 9–10%, а инфляция не более 3%. «Так что это (цели, указанные в Послании президента. – «НГ») нельзя назвать невозможной задачей», – считает Вулфенсон.