Вчера министр природных ресурсов Юрий Трутнев на встрече с президентом Владимиром Путиным пообещал в течение месяца внести в правительство новую концепцию закона о недропользовании. Министр предложил президенту обсудить изменения в законе, о необходимости которых он не раз говорил. Прежде всего Юрий Трутнев отметил коррупционность и непрозрачность в отношениях государства и недропользователей, в связи с чем предложил полностью отказаться от конкурсов на получение лицензии в пользу аукционов. Министр выступил также за более активное использование механизма отзыва лицензий у недобросовестных пользователей, введение дифференцированной шкалы налога на добычу полезных ископаемых, стимулирование вложений в геологоразведку. Между тем на прошлой неделе стало известно, что Министерство природных ресурсов решило не отзывать у «Сургутнефтегаза» и Санкт-Петербургского горного института геологоразведочные лицензии в Ненецком автономном округе (НАО).
Напомним, что по итогам проверки 74 лицензий, выданных экс-министром природы Виталием Артюховым в последние дни работы, Юрий Трутнев решил отозвать пять из них (три – у «Сургутнефтегаза» и две – у СПГИ), о чем публично заявил в начале апреля.
По сообщению информагентств со ссылкой на неназванный источник в управлении природных ресурсов по НАО, отзыв подписей действительно произошел, однако в ходе проверки выдачи лицензий «никаких нарушений выявлено не было, поэтому лицензии были зарегистрированы» и с 21 мая вступили в силу. Эксперты не сомневались в таком исходе событий – «Сургутнефтегаз» известен как одна из наиболее лояльных власти нефтяных компаний, а Санкт-Петербургским горным институтом руководит один из ближайших соратников президента Владимира Путина Владимир Литвиненко.
Между тем еще 1 апреля Юрий Трутнев высказывался однозначно – лицензии в Ненецком автономном округе должны быть отозваны. По его словам, заявки на их получение в свое время подавали несколько недропользователей, а решение местными властями принималось в пользу одного без каких бы то ни было конкурсов и аукционов. И хотя закону это не противоречит, и претензий к недропользователям у Минприроды не нашлось, либеральные взгляды и принципы министра продиктовали ему это решение, а он продиктовал его журналистам. После чего, так и не вернувшись к идее проведения аукциона или хотя бы конкурса, вернул все на свои места.
Вообще за три месяца работы на посту министра природных ресурсов Юрий Трутнев сделал сразу несколько громких заявлений, которые остались и, вероятнее всего, останутся лишь словами. Кресло еще хранило тепло бывшего главы Минприроды Виталия Артюхова, а Юрий Трутнев уже пообещал отобрать у «Сургутнефтегаза» лицензию на разработку Талаканского месторождения, которая досталась компании в результате довольно сомнительного решения Якутского арбитражного суда. Правда, сначала министр был намерен разобраться с законностью и обоснованностью таких действий его ведомства. Намерен он и по сей день – в частности, на прошлой неделе пообещал в течение месяца определить дальнейшую политику в отношении Талакана. Эксперты не сомневаются в том, что лицензия останется у «Сургутнефтегаза», а заявления министра являются лишь «набиванием себе цены».
Очевидно, ту же цель преследует недавнее предложение министра ввести налогообложение запасов нефти, которое, по словам аналитиков, в России невозможно осуществить технически из-за сложности точного подсчета запасов и их классификации. Более того, это привело бы к последствиям, прямо противоположным заявлениям самого же министра о том, что необходимо наращивать запасы энергоресурсов. Тем не менее Юрий Трутнев заявил, что это предложение, возможно, уже будет в новом законе о недрах. Эксперты уверены, что этого не произойдет.
Уже к концу июня министр хочет устранить и проблему «принципа двух ключей», когда для выставления лицензии на конкурс или аукцион требуется решение субъекта Федерации и Министерства природных ресурсов. По его словам, многие месторождения в настоящее время простаивают из-за того, что региональные власти не хотят выставлять их на продажу. Идея Юрия Трутнева заключается в том, чтобы оставить «два ключа», но изменить «конструкцию замка», чтобы федеральные органы власти могли самостоятельно принимать решение о начале разработки месторождения. Однако на фоне других заявлений, так и не ставших конкретными решениями, можно предположить, что и эта идея останется всего лишь словами.
Поэтому перспективы других предложений министра, в том числе высказанных вчера президенту, также неясны. Пока что все заявления Юрия Трутнева оказывались не планами работы министерства, а попыткой выстроить свои отношения с недропользователями, региональными властями и коллегами по правительству. Однако количество «ложных выпадов» легко может перерасти в качество, и слова министра перестанут иметь какой-либо вес.