Оказывается, российская банковская система больна. Об этом вчера сообщил первый зампред Банка России Андрей Козлов, выступая на годовом собрании ассоциации региональных банков «Россия». Поэтому в ближайшие 2 года банковскую систему ждут настоящие потрясения. «Мы не можем допустить, чтобы в новую экономическую реальность входила больная банковская система», – заявил Андрей Козлов. О том, как ЦБ будет лечить банкиров, уже можно судить по последним заявлениям и действиям руководства Банка России. «Мы настроены вполне решительно, но будем действовать в рамках закона без волюнтаризма и эмоций», – говорит первый зампред ЦБ. Так, без эмоций, с холодной головой и горячим сердцем будут ликвидироваться банки с фиктивным капиталом, совершающие сомнительные операции и не прошедшие в систему страхования вкладов. Причем речь идет вероятнее всего именно о ликвидации. «Мы считаем, что выявление дутого капитала должно заканчиваться не только корректировкой финансовой отчетности, но и юридическими действиями», – подчеркнул Андрей Козлов. Что будет с вкладчиками этих банков – неизвестно. Скорее всего их ждет участь клиентов Содбизнесбанка, которые могут рассчитывать на получение вкладов через несколько месяцев, и то непонятно, в каком объеме. Но, видимо, ЦБ это не волнует.
Сегодня можно даже сделать выводы о количестве банков, которые пойдут под нож. Скорее всего это будут практически все, кто останется за бортом системы страхования вкладов. По мнению заместителя председателя Банка России Геннадия Меликьяна, проверку ЦБ не пройдет около 20% из примерно 1200 банков, которые сегодня работают с населением. Видимо, у большинства из них будет выявлен «дутый капитал». «Мы не можем доверить вклады населения банкам с сомнительной репутацией», – считает Андрей Козлов. Число тех, кто совершает сомнительные операции, пока несколько меньше – по словам главы Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктора Зубкова, таких на сегодня около 10. Но, памятуя опять же о печальном опыте Содбизнесбанка, это первые кандидаты на ликвидацию.
В принципе ничего страшного в ужесточении требований к банкирам не было бы, если бы российские денежные власти проявляли себя как высококомпетентные специалисты. Между тем временная администрация ЦБ уже почти две недели не может попасть в Содбизнесбанк, а сомнительные операции банк проводил, по словам чиновников, не меньше года – объем таких операций в 2003 году составил около 1 млрд. долл., сообщил Андрей Козлов. Количество же вкладчиков у банка за тот же период выросло в 13 с лишним раз. Где все это время был ЦБ – непонятно.
В ситуации с «лечением больной банковской системы» есть еще несколько важных моментов. На сегодня, по мнению экспертов, работа с частными клиентами является самым перспективным видом банковского бизнеса, а главным полем для расширения деятельности являются регионы. Именно там и развернется основная конкурентная борьба. «Московские банки наступают на регионы», – констатирует президент Ассоциации региональных банков Александр Мурычев. Очевидно, что крупным столичным банкам не нужны лишние соперники в виде мелких и средних региональных банков, поэтому ЦБ со своими планами по отсеву 20% банков придется тут как нельзя кстати.
Стоит также отметить, что руководители Банка России давно вынашивают планы по сокращению численности кредитных организаций. Об этом, в частности, много раз заявлял тот же Андрей Козлов. Поначалу ЦБ пытался как-то простимулировать этот процесс – например, упростил порядок слияний и поглощений, но эффект оказался незначительным. Затем была попытка (и вопрос еще не закрыт) ввести требования по капиталу банков в размере 5 млн. евро, что автоматически уничтожило бы сотни мелких организаций. Сейчас, видимо, наступило время и для силовых действий.
Но, очевидно, что все это не пойдет на пользу всей банковской системе в целом, и процесс восстановления доверия к банкам со стороны населения повернется вспять. В этом случае вероятнее всего начнется перетекание клиентов из мелких и средних частных банков в Сбербанк и пару десятков крупных финансовых институтов, в российские филиалы иностранных банков, а также возврат к доллару и евро как средствам накопления. Выиграет ли от этого экономика страны – вопрос спорный.