Семену Вайнштоку нравится идея контролировать нефтяные компании.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Нефтепровод Тайшет–Находка, решения о строительстве которого пока безрезультатно ждут Япония и Китай, будет вводиться в эксплуатацию в несколько этапов. Об этом в пятницу заявил глава «Транснефти» Семен Вайншток. Сначала предполагается построить по тысяче километров начала и конца трубы, а пока будет прокладываться середина, перевозить нефть по Байкало-Амурской магистрали. Переговоры об этом «Транснефть» уже ведет с руководством ОАО «РЖД». «Мы объяснили представителям РЖД необходимость снижения железнодорожных тарифов для того, чтобы можно было обеспечить последовательную схему ввода в действие трубопровода, – сообщил глава «Транснефти». – Сейчас они изучают экономическую целесообразность такого решения». Снижение тарифов на железнодорожные перевозки действительно пригодилось бы «Транснефти» – тем более что в ходе обсуждения проекта стоимость строительства трубопровода выросла с 5 до 12 млрд. долл.
В настоящее время возможность строительства так называемого южного маршрута восточного нефтепровода, за который выступали компания ЮКОС и ее китайские партнеры, уже не обсуждается. Формальной причиной для отказа от этого варианта стало прохождение маршрута через Тункинский заповедник на юге Байкала. Несмотря на то что, по некоторым данным, северный маршрут также проложен сразу через несколько заповедников, «Транснефть» сосредоточилась именно на нем, собираясь выделить на подготовку технико-экономического обоснования проекта и изыскательных работ около 260 млн. долл. Впрочем, по словам Семена Вайнштока, Минприроды пока не утвердило и этот проект, поэтому начать его реализацию можно будет только после получения результатов экологической экспертизы. Глава «Транснефти» предполагает, что это может произойти в начале 2005 года. «А через 18–20 месяцев после этого мы сможем пустить по трубе первое топливо», – отметил он. Значит, первые тонны нефти пойдут по нефтепроводу Тайшет–Находка в середине 2006 года.
Нет пока ясности и с проектом северного нефтепровода, условно названного «Мурманским», с предложением о строительстве которого в свое время выступили пять крупнейших нефтяных компаний страны. Пока что государство лишь сообщило свою позицию в отношении частных нефтепроводов – их не должно быть. А государственная компания «Транснефть» призывает не спешить с этим проектом и сначала оценить его экономическую эффективность. В частности, Семен Вайншток считает, что северная труба должна быть намного короче, чем предполагалось, и заканчиваться не в Мурманске, а в Святом Носе или Индиго.
Одновременно с этим глава «Транснефти» высказал опасения в связи с ростом добычи нефти в России. Он отметил, что, пользуясь благоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках, многие нефтяные компании начинают форсировать отбор нефти. Это, по мнению Семена Вайнштока, может привести к неконтролируемой ситуации в части истощения запасов. Он заметил, что «Транснефть» может помочь государству контролировать выполнение компаниями лицензионных соглашений, в том числе в части процента простаивающих скважин. По его словам, трубопроводная компания «сможет обеспечить это за счет неприемки нефти в свою систему». Причем «для реализации такого механизма контроля за нефтяными компаниями нет необходимости менять законодательство, – заметил Семен Вайншток. – Если сегодня для нефтяных компаний будут введены режимы добычи, то минут через 15 они уже будут выполнены». К счастью для нефтяных компаний, «Транснефть» пока не выходила с такими предложениями в соответствующие ведомства.
Более того, в этом году «Транснефть» планирует все-таки увеличить экспорт нефти на 15% – до 240 млн. тонн. Однако государство, которому принадлежит 100% обыкновенных акций «Транснефти», может помешать «наполеоновским» планам компании. На этой неделе Агентство по управлению федеральным имуществом должно направить в совет директоров директиву о размере дивидендов компании. Предполагается увеличение дивидендных выплат с 1,3 до 3,16 млрд. руб. «Это остановит «Транснефть» в развитии, – считает Семен Вайншток. – Мы сможем выплатить эту сумму, но это приведет к снижению темпов увеличения пропускной способности трубопроводов в России».