Консорциум нефтегазовых компаний по освоению Восточной Сибири, включающий в себя «Роснефть», «Газпром» и «Сургутнефтегаз», готов принять «в долю» иностранный капитал. Вчера президент «Роснефти» Сергей Богданчиков заявил о том, что ТНК-ВР может присоединиться к этим компаниям. «Неофициальная позиция участников консорциума следующая – мы не возражаем против участия ТНК-ВР в Восточной Сибири, – отметил он. – Условия вхождения в консорциум и время пока не обсуждаются». Таким образом, наиболее лояльные государству компании подчеркнули, что ТНК-ВР входит в их число.
Напомним, что 24 января этого года «Газпром», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» договорились объединить усилия по освоению месторождений нефти и газа, разработке схемы и созданию единой системы газоснабжения потребителей Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). На прошлой неделе компании договорились к тому же о едином подходе к выбору маршрута новых нефте- и газопроводов на востоке РФ. Каждая из трех компаний привнесла в консорциум свои сильные стороны.
В частности, «Сургутнефтегазу» в конце прошлого года была передана постоянная лицензия на разработку Талаканского нефтегазового месторождения в Якутии, после чего ЮКОС продал компании всю инфраструктуру, созданную на месторождении. «Газпром» имеет возможность участия в проекте разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения, а «Роснефть» совместно с «Транснефтью» активно лоббировала северный маршрут нефтепровода Ангарск–Находка, к которому сейчас все больше склоняется российское правительство. Участники консорциума фактически провозгласили Восточную Сибирь зоной своего контроля – вряд ли у других нефте- и газовых компаний хватит финансовых и политических ресурсов, чтобы соревноваться с группировкой гигантов, поддерживаемых к тому же государством.
Поэтому присоединение ТНК-ВР к консорциуму является, по сути, единственным способом для компании остаться в Восточной Сибири. Напомним, что контрольный пакет компании «РУСИА-Петролеум», которая будет разрабатывать Ковыктинское месторождение, принадлежит ТНК-ВР, однако без участия «Газпрома» проект нельзя запустить на полную мощность, поскольку строительство газопровода и экспорт газа находятся исключительно в его компетенции. Правда, ТНК-ВР реализует в настоящее время местные проекты в Иркутской области, но реальный запуск разработки возможен только с приходом в проект «Газпрома». Может быть, вхождение ТНК-ВР в консорциум по освоению Восточной Сибири снимет противоречия между компанией и газовым монополистом, и «Газпром» так или иначе примет участие в проекте.
Создание консорциума именно с такими участниками, по сути, осуществляет желание главы «Газпрома» Алексея Миллера, высказанное недавно в присутствии президента, он выступил за распределение лицензий без каких бы то ни было конкурсов и аукционов, по решению правительства. И хотя президент и участники рынка негативно восприняли это предложение, в Восточной Сибири фактически все так и будет – кому бы из четырех компаний ни выдавались лицензии, без «Газпрома» эти проекты не обойдутся.