На этой неделе российская делегации на переговорах о присоединении России к ВТО проведет ряд двусторонних встреч. В понедельник состоялись переговоры с представителями США, а в среду наша делегация уже должна быть в Норвегии. Дальше график не менее жесткий – в то время как вся страна будет отдыхать, глава делегации Максим Медведков и его коллеги продолжат свои беседы с еврочиновниками. «Все майские праздники наша делегация переговорщиков проведет в Брюсселе», – сообщил Медведков.
Похоже, что главным импульсом для ускорения переговорного процесса стал недавний визит делегации Евросоюза во главе с председателем Еврокомиссии Романо Проди. Сейчас и российские власти, и европейские лидеры утверждают, что вступить в ВТО Россия сможет уже в этом году, если удастся решить все спорные вопросы. «Мы продолжаем работать над воплощением реалистичной цели, поставленной на саммите ЕС–Россия в Риме, а именно вступление России в ВТО к концу 2004 года», – заявил, в частности, Романо Проди. По его словам, «остаются сложные вопросы, но мы с обеих сторон прикладываем усилия, чтобы все это решить». При этом Проди назвал даже конкретный срок решения вопросов – май этого года. Подобный оптимизм похвален, но характер спорных вопросов таков, что о скором вступлении говорить вряд ли приходится.
Речь прежде всего идет об энергетической сфере. «Вопросы очень важные, особенно что касается внутреннего ценообразования на энергоносители и цены на международных рынках. Эти вопросы давно стоят на повестке дня», – сказал глава Еврокомиссии. Евросоюз выдвигает России ряд обязательных требований в энергетической сфере: повышение внутренних цен на газ, ликвидация монополии «Газпрома» на экспорт газа и другие мероприятия, направленные на уравнивание цен, тарифов, условий доступа и работы на внутреннем и внешнем рынке. Россия на эти условия не соглашается. Например, как уже неоднократно заявлялось отечественными властями, монополия «Газпрома» на экспорт является неоспоримым принципом, а более низкие внутренние цены на газ называются нашим «естественным конкурентным преимуществом».
О серьезности противоречий свидетельствует недавняя рабочая встреча председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера с вице-президентом Еврокомиссии Лойолой де Паласио. По сообщению компании, на встрече отмечалось, что «особую обеспокоенность российской стороны вызывают идеи снизить цены на природный газ на границе ЕС за счет поставщиков. Это может привести к увеличению рисков для производителей газа и негативно сказаться на надежности поставок газа в Европу».
Алексей Миллер жестко отреагировал на давление ЕС. «Снизить цены для потребителей Европы можно, сократив расходы на распределение газа и оптимизировав налогообложение в странах Евросоюза», – прочитал он маленькую нотацию Лойоле де Паласио. Она же в ответ лишь в очередной раз повторила, что внутренние цены на газ в России слишком низкие и растут недостаточно быстро. В итоге каждый остался при своем.
Между тем, по мнению Максима Медведкова, «создается все больше оснований для того, чтобы принять совместное соглашение РФ и Евросоюза по энергопакету. Я не знаю, каким оно будет, но это вопрос не очень далекого будущего». «Мы с ЕС продолжаем диалог по энергопакету если не в ежедневном, то точно в еженедельном режиме», – говорит он.
Но характер переговоров, очевидно, не позволяет рассчитывать на их скорое завершение. Тем более что в такой манере стороны общаются уже несколько лет, о чем неоднократно заявлял и Максим Медведков.
В этой связи громкие заявления чиновников во время визита делегации ЕС можно расценивать исключительно как пиар-акцию, ведь не ругаться же публично во время официальных встреч. Реальный же срок вступления России в ВТО назвал министр финансов Алексей Кудрин – это 2005–2006 годы. Так что работы у Максима Медведкова еще много.