Джозеф Стиглиц не любит МВФ и критикует российские реформы.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
«МВФ не должен навязывать государствам неолиберальные догмы», – считает нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц, выступивший в воскресенье перед студентами Высшей школы бизнеса МГУ. В своей книге «Глобализация: тревожные тенденции», с изображением вавилонской башни на обложке, экономист-антиглобалист, работавший в свое время в администрации Билла Клинтона и во Всемирном банке, рассказывает об опасностях политики Международного валютного фонда (МВФ), навязываемой развивающимся странам. «Модель рыночной экономики, предлагаемая МВФ, в корне неверна», – считает Джозеф Стиглиц.
В экономических кругах Джозеф Стиглиц считается ученым, внесшим существенный вклад в монетарную теорию. Однако он открыто выступает против политики регулирования инфляции, предлагаемой МВФ. «МВФ настаивает, что Центральные банки всех стран мира не должны уделять внимание ничему, кроме инфляции, – пояснил он свою точку зрения. – А, например, в Америке Федеральная резервная система занимается отнюдь не только инфляцией, но и проблемой роста безработицы. Инфляция – это, конечно, очень важно, но есть проблемы и поважнее.
Например, когда я работал в администрации президента Клинтона, нам удалось постепенно снизить безработицу с 8 до 3%, а инфляции при этом не было. При этом МВФ нам говорил, что у нас слишком низкий уровень безработицы, это угрожает инфляцией. Но он не может быть слишком низким!»
По мнению Джозефа Стиглица, «базовая экономическая модель, принятая международными финансовыми институтами, в частности МВФ, несет в себе очень глубокие недостатки». «Позиция МВФ вообще никогда не имела ничего общего с экономической наукой и настоящей рыночной экономикой, она в основном несла в себе идеологический заряд, – подчеркнул он. – Эта модель основана на убежденности в том, что рынок сам по себе решит все проблемы. Да, рынок играет очень важную роль, он стоит в центре любой успешно развивающейся экономики, но рынкам присуща масса серьезных проблем. И если мы говорим о необходимости успешного роста, стабильного общества, нужно обеспечить баланс между рынком и государством».
В частности, приватизация, по словам нобелевского лауреата, не может быть самоцелью. Он привел в пример Китай, который не последовал советам МВФ, а выбрал свой путь, поставив на первый план увеличение количества рабочих мест, а не приватизацию. Китайские сельхозугодья до сих пор не перешли в частную собственность, однако экономика Китая развивается «феноменальными темпами», а уровень иностранных инвестиций уже выше, чем в США. В этой ситуации, по мнению ученого, «возникает очень важный вопрос». «Поскольку в России осталось несколько неприватизированных отраслей, то если решить этот вопрос так, как должно, в будущем удастся избежать многих проблем. Сейчас приходится говорить о недостаточно законно проведенной приватизации, недостатке инвестиций, несправедливом распределении ресурсов, – считает Джозеф Стиглиц. – Проблема в том, что в России был принят совершенно неверный, искаженный взгляд на суть рыночной экономики. Конечно, кто-то получил от этого огромную выгоду».
В итоге у людей нет веры в «социальную справедливость и законность». Отсюда вытекает боязнь инвестировать в Россию. По мнению экономиста, необходимо «вернуть веру в законность права собственности и перераспределить доходы от пользования природными ресурсами, найти инструменты инвестирования в социальные нужды». Способы решения этой проблемы нобелевский лауреат предлагает не новые. Нужно установить приемлемый размер налога на капитал и сделать корпоративный капитал прозрачным. Джозеф Стиглиц предлагает «восстановить веру в государство», и тогда, по его мнению, России как «стране, богатой природными ресурсами, внешние инвестиции не нужны, надо только сделать поступления от этих ресурсов стабильными и правильно распределять их в обществе».
Не увидит Россия никакой выгоды и от вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). «ВТО ограничивает возможности проведения определенной промышленной политики, индустриализации, получения доступа к технологиям, – считает ученый. – В ВТО существует неравноправие торговых режимов. И даже если страна подписывает соглашение о свободной торговле лекарствами, это не означает, что ее путь на рынок открыт во всех направлениях. Часто возникает проблема законности сделок по режиму ВТО. Поэтому в краткосрочной перспективе возможности России здесь ограниченны».
О своих идеях Нобелевский лауреат рассказал не только студентам Высшей школы бизнеса МГУ. Днем раньше он провел встречу с председателем Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным.