Борьба с олигархами, жертвой которой стал Михаил Ходорковский, была главной составляющей президентской предвыборной кампании. Вчера на заседании круглого стола, организованного фондом «Единство во имя России», вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс рассказал, что в начале 2003 года его предупреждали, что это случится. «Зюганов уже не враг, на Чечне далеко не уедешь, поэтому главным посланием новой кампании власть решила сделать борьбу с олигархами». Поэтому «совсем не налоговые преступления привели Ходорковского туда, где он сейчас находится». Однако в последнее время у вице-президента РСПП появилось ощущение, что ситуация вокруг узника «Матросской Тишины» вскоре разрешится. «Фактов у меня нет, есть только ощущение, – сказал Игорь Юргенс журналистам. – Я осторожно впечатлен тем, что дело Платона Лебедева будет рассматриваться в Мещанском суде, а не в Басманном». Впрочем, после того что произошло с Михаилом Ходорковским, вряд ли «кто-то из предпринимателей снова рискнет заняться политикой». Фактически представитель РСПП согласился с ограничением конституционного права предпринимателей заниматься политикой. По мнению Игоря Юргенса, в будущем «правила игры будут более жесткими для бизнеса».
На круглый стол, посвященный поиску диалога между властью и бизнесом и актуальной сегодня теме покаяния, предпринимателей пришло крайне мало, в основном дискуссию вели представители общественных и политических организаций и научные деятели. Все собравшиеся отметили, что в отношениях между государством и бизнесом настал кризис, однако причины этого назывались разные. Игорь Юргенс считает, что «бизнес здесь вторичен». По его словам, когда власть в порядке, он реагирует на это адекватно, понимает, что богатство обязывает, и готов сотрудничать. Именно это и наблюдалось в России в 2000–2002 годах. Однако ситуация изменилась, когда главным «коньком» предвыборной кампании власть сделала борьбу с крупным бизнесом. Сначала был опубликован «никчемный доклад о заговоре олигархов», а потом на столе у президента и вовсе появились серьезные бумаги о предстоящем свержении власти, в подготовке которого обвинялись «люди, которые даже обедать за один стол вместе не сядут, не то что переговоры вести», – заметил вице-президент РСПП.
Тем не менее «диалог между бизнесом и властью не заменить ни на что другое, считает Игорь Юргенс. «Это послание привез нам Фрадков во время последней встречи в РСПП. Необходимо перезагрузить матрицу взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества. И она будет перезагружена. Персоналии в какой-то части останутся теми же, но во многом и поменяются, а правила игры станут более жесткими». Вместе с тем он отметил, что «на фоне всех боев наладить отношения будет трудно». Общаясь с журналистами, Игорь Юргенс рассказал, что у РСПП есть вопросы, которые бизнесмены хотели бы задать президенту. В частности, Владимир Путин так и не выполнил обещания освободить предпринимателей от выкупа земель, находящихся под промышленными объектами, данного на съезде РСПП.
Тем не менее выступавший после Игоря Юргенса научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин обвинил предыдущего оратора в том, что он нарисовал «слишком сладкую картинку». «А что остается делать?» – честно признался вице-президент РСПП. Тогда Евгений Ясин, которого, по его словам, ничто не связывает, заявил, что «острый конфликт между бизнесом и властью сохраняется при доминирующей роли власти, которая обладает аппаратом подавления и пользуется им», а бизнес подстраивается под эту политику, пока ему дают зарабатывать. По его словам, «проблема приобретает затяжной характер, и она важна не столько для бизнеса и власти, она опасна для страны». Евгений Ясин видит два выхода из кризиса – эволюционный переход от жизни по понятиям к жизни по законам, который в конце концов приведет к рыночной экономике и цивилизованному обществу, или силовой вариант, который вернет Россию к бесперспективному с точки зрения современного общества традиционному развитию. Он считает, что власть пошла по второму пути, демонстрируя свою силу. «Ситуация вокруг ЮКОСа просто так не пройдет, – уверен научный руководитель ВШЭ. – Невозможно посадить за стол переговоров президента и силы, инициировавшие преследование владельцев компании». Что касается недавней встречи премьер-министра с предпринимателями – это был не более чем «обмен любезностями», уверен экономист.
«Обмен любезностями» был и на вчерашней дискуссии, направленной на поиск компромисса между властью и бизнесом. После того как политолог Марк Урнов назвал государство «отвратительным, напыщенным хреном с горы», политолог Андраник Мигранян ответил ему, что бизнесмен – это «хам, аморальное, дикое, наглое существо». Так что бизнес и власть все-таки оказались едины – хотя бы в оценках друг друга.