В графике не учтены цены на бензин марок А-76 (А-80 и пр.), АИ-95 и выше.
По данным Федеральной статслужбы
Похоже, что Россию вновь ожидает традиционное «весеннее обострение» цен на нефтепродукты. По прогнозам экспертов в Москве цены могут вырасти в среднем на 40–70 копеек за литр бензина уже в течение этого месяца. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), за последнюю неделю марта оптовые цены на бензин марки А-80 возросли на 5%, на дизельное топливо на 4%, на бензин АИ-92 и АИ-95 примерно на 3%. На начало этой недели средняя цена литра 92-го и 95-го бензина в столице составляла 11,70 и 12,70 рубля соответственно. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах страны. Например, в Ростовской области, по информации операторов местного рынка, повышения стоит ожидать во второй половине текущего месяца, когда закончится топливо, закупленное по старым ценам. А в Приморье, по словам главы Приморской топливной ассоциации Олега Назарова, цены на АЗС Владивостока уже начали повышаться ≈ например, дизтопливо подорожало за прошлую неделю примерно на 4%.
Между тем еще в начале этого года федеральное правительство обещало, что не допустит роста цен на нефтепродукты. По словам тогда еще вице-премьера Виктора Христенко, бензина, дизельного топлива и мазута должно хватить на всех. «С точки зрения наличия ресурсов нефтепродуктов на сегодняшний день никаких существенных рисков нет», ≈ говорил он в январе этого года. Кроме того, комиссия, которой руководил Христенко, должна была изучить вопрос «весеннего обострения» и представить рекомендации по недопущению сезонных колебаний цен. Но потом последовали отставки и назначения, и, видимо, члены комиссии этого сделать не успели.
В нынешнем повышении цен, по мнению, представителей топливного бизнеса, виноваты в первую очередь производители нефтепродуктов и крупные оптовые продавцы. «Первоначально цены повышают оптовики, поэтому про основания для повышения цен надо спросить у нефтяных компаний. А мы просто следуем в фарватере того, что происходит на оптовом рынке», ≈ заявил корреспонденту «НГ» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. В Московской топливной ассоциации среди причин, ведущих к подорожанию, называют увеличение объемов экспорта нефти и нефтепродуктов из России, которое вызвано благоприятной мировой конъюнктурой, а также подорожание сырья внутри страны. Кроме того, существует такой традиционный фактор, как весеннее увеличение спроса на топливо со стороны сельхозпредприятий, и остановка нефтеперерабатывающих предприятий на профилактику. Так, например, Хабаровский НПЗ в ближайшее время остановится на 20 дней. Здесь, правда, возникает закономерный вопрос – неужели НПЗ не могут останавливаться на профилактику не во время посевных работ, а в другие месяцы. Очевидно, что таким нехитрым приемом производители нефтепродуктов провоцируют ценовые колебания.
Что касается нефтяных компаний, которые обвиняются в росте цен, то они в принципе и не отрицают своей «вины». Но при этом говорят о том, что к этому их вынуждает общая ситуация в экономике. «Да, идет повышение оптовых цен на нефтепродукты. Связано это со следующим: изменились некоторые макроэкономические показатели. В первую очередь на 20% с начала года увеличились тарифы на газ, почти на 13% выросли тарифы на железнодорожные перевозки, на 10% – на электроэнергию, и почти на 5% – тепловую энергию. Ну и, может быть, самое главное, что по сравнению с декабрем прошлого года на 33% выросли цены на продукцию трубной промышленности, которую мы используем. И последнее – на 12% выросли акцизы на нефтепродукты. В связи с этим мы вынуждены, чтобы не работать себе в убыток, тоже как-то компенсировать этот рост», – так объяснили «НГ» сложившееся положение в пресс-службе НК «ЛУКОЙЛ».
В то же время эксперты говорят, что каких-то фундаментальных причин у нефтяников для повышения цен нет. «Очевидных причин для роста цен я не вижу, может быть, это какие-то краткосрочные конъюнктурные моменты», – сказал «НГ» аналитик ИК «НИКОЙЛ» Лев Сныков. Заработать на «весне» хотят все – и производители с оптовиками, и розничные продавцы. В «ЛУКОЙЛе» «НГ» сообщили, что сейчас наблюдается «ажиотажный спрос среди трейдеров». Таким образом, очевидно, что и в этом году ожидается сезонный рост цен на нефтепродукты. Для потребителей это, естественно, неприятно. Кроме того, самая большая проблема – после повышения цены практически никогда не возвращаются на прежний уровень. Так что еще несколько лет – и внутрироссийские цены вполне могут выйти на общеевропейский уровень, и одно из препятствий на пути к вступлению России в ВТО будет само собой ликвидировано.